Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что обращает внимание современный читатель комедии "Недоросль", — это фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу задают представление о персонаже, рисуют его стереотипный образ перед читателем (зрителем). Он перестает быть относительно объективным наблюдателем событий и психологически уже становится их участником. Зрителю не дали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Руководствуясь не только фамилиями, но и поступками героев, действующих лиц можно разделить три группы:


первая группа — отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин);

вторая группа — положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум);

в третью группу входят все остальные персонажи; это, большей частью, слуги и учителя.
Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотининых включает в основном слова, используемые на скотном дворе. Это хорошо иллюстрирует речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Вся она изобилует словами: "свинья", "поросята", "хлевок". Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: "Я и своих поросят завести хочу", "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын, если..."

Вокабуляр госпожи Простаковой (сестры Скотинина) немного более разнообразен, в силу того, что муж ее — "дурак бессчетный", и ей приходится всем заниматься самой. Но скотининские корни можно заметить и в ее речи. Любимое ругательство — "скот".


Примером могут служить такие фразы: "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, подводя итог сказанному, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рассуждение".

Другие члены семьи Простаковых тоже оставляют желать лучшего. Относительно мужа Простаковой можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он может говорить что и когда захочет. Скотининские корни выражаются у него в изобретательности ругательств: "старая хрычовка", "гарнизонная крыса".

Свои речевые характеристики — признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат, имеют слуги и учителя. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — церковным служителям. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.

Ругаются:

Кутейкин: "Меня хоть теперь щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во языцах!"

Цыфиркин: "Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!"

Здороваются:

Кутейкин: "Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы".

Цыфиркин: "Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать..."

Прощаются:

Кутейкин: "Нам восвояси повелите?"

Цыфиркин: "Нам куда поход, ваше благородие?"

Все персонажи, кроме положительных, разговаривают очень колоритно, эмоционально.
Например: "Я вас доеду", "У меня и свои зацепы востры".

Обратимся к речи положительных героев. Она такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного складывается из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить из интонации.

Практически невозможно речь Милона отличить от речи Правдина. О Софьиной манере говорить тоже очень трудно что-либо заключить, трудно найти особенности. Образованная благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речи Стародума полностью зависят от того, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную идею: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума всегда построены схожим образом: он сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Например, разговор Стародума с Правдиным. А диалог Стародума с Софьей — это свод правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".

В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Похожие сочинения

  1. Анализ произведения
    Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана...смотреть целиком
  2. Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина
    Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль. Простакова. Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку),...смотреть целиком
  3. Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"  Новое!
    Недоросль справедливо сҹитается вершиной творҹества Д.И.Фонвизина. Эта пьеса первая социально-политиҹеская комедия на русской сцене. Основной конфликт в ней столкновение передовых дворян и консервативной ҹасти...смотреть целиком
  4. Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)
    Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно...смотреть целиком
  5. Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»
    Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова. Простакова...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Софья
    Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость С. — не рациональная, не мудрость,...смотреть целиком
  7. Главное лицо комедии помещица Простакова
    Простакова — грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прошение...смотреть целиком