Исследуя текст, желательно выделить отдельные эпизоды произведения. Так, говоря об отношении Димки к событиям в селе, надо подчеркнуть, что еще до встречи с отрядом красноармейцев-кавалеристов, он инстинктивно чувствовал ненависть к бандитам. Можно обратить внимание на следующий факт. Димка видел, как нищий Авдей тайком поставил крест на могиле красных бойцов, убитых бандитами, но никому об этом не сказал.
Говоря о трудностях, выпавших на долю Димки, учащимся следует назвать и преследования Головня, и боязнь, чтобы не узнала мать о его тайных заботах, и просто страх перед опасностью, которая нависнет над ним в случае обнаружения раненого командира. В классе в лицах зачитывается диалог отца Перламутрия и Димки, в котором проявляются находчивость и смелость мальчика.
Анализируя поведение Жигана, школьники обращают внимание на то, что скитание по дорогам войны, неуверенность в завтрашнем дне не прошли для него даром.
Однако легкомыслие героя, его беспечность — все это было наносным. В его душе таилось много хорошего и чистого. Ведь в рассказе говорится о том, что Димке, его матери и брату были выданы документы для поездки к отцу в Питер, а Жигану — бумагу, в которой подтверждалось, что он доказал свою преданность делу революции, и потому просят ему «оказать содействие в пении советских песен по всем станциям, поездам и эшелонам». Здесь нужно расшифровать и загадочные буквы — «Р.В.С», подчеркнув, что мальчики таким образом, получили одобрение и благодарность от Реввоенсовета.
Думается, большинство учащихся ответит утвердительно: из Димки и Жигана, на деле доказавших свою преданность красным и проявивших при этом сознательность, смелость и настойчивость, совершивших свои маленькие подвиги, могут вырасти настоящие защитники революционных завоеваний.