В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним ра­зом посмеяться над всем».

Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как но­сителя добродетельных начал, рупора ав­торских мыслей.

Но положительный герой в комедии есть. В «Театральном разъезде после пред­ставления новой комедии» есть такие строки: «…Никто не заметил честного ли­ца, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».

Вы, наверное, согласитесь, что смех в комедии — «честное, благородное ли­цо». Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Бывает время, как писал Гоголь, «когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не пока­жешь всю глубину его настоящей мерзос­ти». Смех в «Ревизоре» сочетается с горь­ким раздумьем автора над изображенной жизнью, это «смех сквозь слезы». В «Те­атральном разъезде…» Гоголь разъясня­ет характер этого смеха. Это «не тот смех, который порождается временной раздра­жительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлеченья и забавы людей, но тот смех, который весь излетает из светлой приро­ды человека». Этот «смех светел». Засме­яться таким «добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа».