Замысел «Ревизора». (Показ чиновничье-дворянской России во всем ее безобразии. Обличение строя, в котором процветают чиновники-бюрократы.)
Герои комедии.
Отсутствие положительного героя. (Персонажи дополняют друг друга, помогают вскрыть общественные язвы провинциального городка и всей России.)
Типичность образов представителей крепостнической России.
Городничий. (Человек «очень не глупый, по-своему», карьерист и взяточник, выбившийся из низов. Сделав карьеру, городничий теперь «на законных» основаниях обкрадывает казну и обывателей.)


Ляпкин-Тяпкин. (Судья, берет взятки борзыми щенками; в помещении суда грязь и запустение, по комнатам бродят гуси.)
Земляника. (Попечитель богоугодных заведений, доносчик и плут, обворовывает больных. Вместе с врачом-немцем лечит, рассчитывая только на «природу», то есть не лечит никак. В больнице люди «мрут как мухи».)
Хлестаков. (Довершает галерею образов. Это человек глупый, хвастливый и лживый, живущий за чужой счет. Он сам не понимает, за кого его приняли в городе и чем ему это грозит. «Столичная фитюлька». В образе Хлестакова Гоголь открыл новое явление, имя которому «хлестаковщина». Хлестаковщина — это беззастенчивое вранье и хвастовство, крайняя несерьезность, ложь, фразерство.)
Значение образов комедии. (Отражают реальные социальные прототипы страны, пораженной бюрократией и коррупцией.)