Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Н.В. Гоголь для своего произведения использует жанр повести. За основу сюжета взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н.В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н.В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Перечисленные художественные особенности повести «Тарас Бульба» помогают читателю увидеть красоту художественного слова, яркость, неповторимость литературных образов.

(2 вариант)

Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману.

Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия.

Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Андрий, полюбив, переходит из одного лагеря в другой и гибнет, так как в выборе между любовью к отчизне и любовью к женщине на первом месте оказалась женщина.

Все три главных героя погибают: Андрия убивает отец, не простивший предательства, Остап и Тарас попадают в плен и умирают, один под пытками, другой на костре. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Если поведение таких людей, как Остап и Тарас, в бою и в плену обычно, то каким же должно быть необычное, героическое поведение.

Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.