В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении. В первой главе указывается, что Остап и Андрей учились в киевской бурсе, а во второй говорится: «они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию», однако и здесь слово «бурса» часто повторяется, говорится даже о «республиканском устройстве бурсы», о «голодной бурсе» и т. д.. Остап и Андрей были отданы именно в Киевскую академию, где проучились не менее восьми лет, жили же они в бурсе, т. е. в общежитии для воспитанников, о пропитании должны были заботиться сами. Киевская академия была открыта в 1632 г. и называлась сначала Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.- Киевская академия). Она была первой высшей школой на Украине и состояла из 8 классов, преподавание в основном велось на латинском языке. По своему уровню академия не уступала западноевропейским университетам и академиям; даже католическое духовенство было вынуждено признать этот факт, с возмущением отмечая, что православные «школы и академию якусь зачали н дьти учат» .

В конце XVI - начала XVII вв. в жизни украинского народа наступает коренной поворот - начало народно-освободительных восстаний, во главе которых стояли Северин Наливайко (1594-1596 гг.) и Яков Остряница, или Острянин (1638 г.). Видя в этих восстаниях событийную основу повести «Тарас Бульба», современный исследователь утверждает, будто Гоголь показал два похода запорожцев: «Первый из них напоминает по своим мотивам те восстания, которые происходили после заключения Брестской унии в 1596 году, лишившей украинский народ права на национальную самобытность и поставившей его в рабскую зависимость от польских магнатов. Запорожцы узнают, что ксендзы в свои таратайки «…запрягают уже не коней, а просто православных христиан» и что «…гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве». Именно так погиб в 1597 г. Наливайко, возглавивший восстание против польских и украинских магнатов-землевладельцев и шляхты. Второй поход в повести возглавил гетьман Остряница и его советник Гуня. Это исторический факт, относящийся к 1638 г. Значит, имеются в виду восстания, разделенные почти полувеком.

В произведении же время между двумя походами запорожцев кажется гораздо меньшим».

Необходимо сделать уточнение. В повести «Тарас Бульба» Гоголь не изображает поход Наливайко, однако страшная и жестокая казнь гетьмана потрясла запорожцев, стала первопричиной их выступления. Вот как Гоголь описывает всеобщее потрясение, вызванное сообщением о жестокой казни гетьмана: «Колебнулась вся толпа. Сначала на миг пронеслося по всему берегу молчание, которое устанавливается перед свирепою бурею, и потом вдруг поднялись речи, и весь заговорил берег… Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрам-ленье веры и казацкой славы…»

Приступая к непосредственному чтению и комментированию первой главы, обращу внимание на оригинальное начало повести, так восхитившее Пушкина. Встреча Тарасом Бульбой сыновей, вернувшихся домой после обучения в Киевской академии,- это прежде всего серьезный экзамен на стойкость убеждений, верность отцовским и дедовским

обычаям (не притупили ли бурсацкие «плетюганы» чувство казачьего достоинства, готовности постоять за нанесенные обиды и унижения, от кого бы они не исходили?). Андрий не выдерживает этой первой проверки, он действительно «мазунчик»: академическая наука изнежила его характер, сделала его уступчивым, воспитала романтическое мировосприятие, что отразилось в его любовном приключении - встрече с прекрасной и ветреней полькой. Не такой Остап, который с детских лет рвался на Запорожье, и его не столько силой, сколько угрозой, что он «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем паукам», заставили окончить полный курс академии.Обычаи казацкие он помнит, а бойцовские качества, силу и удаль проявляет в первой же встрече с воображаемым «обидчиком», показывая не только, каков он «человек в кулаке», но, главное, каков он «человек в уме»: в битве за правое дело он не уступит и отцу!’ «Внезапное решение» Тараса Бульбы отправить сыновей на Запорожье - давно продуманный ход: «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Этой мыслью только и жил старый Тарас. Связующее звено, кульминационный момент в разговоре за обедом - Запорожье, казачьи обычаи и, конечно же, казачье окружение. Уже представляя гостям сыновей, Тарас говорит, что вскоре отправит их в Запорожскую Сечь. «Тости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».

Почувствуйте непринужденную обстановку в скромной Тарасовой светлице, где выделялось лишь воинское оружие и другие атрибуты боевого казацкого быта, и душевное движение старого, коренного полковника, настолько взволнованного встречей с сыновьями, что он тут же принимает решение ехать с ними на Запорожье («Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей богу, еду!»). Вот это активно-действенное начало Тараса Бульбы выгодно отличает его от тех, кто уже перенимал «польские обычаи», заводил «роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы». И дальше обратите внимание на авторское отношение к Тарасу: «Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов». Тарас Бульба должен предстать перед вами как подлинный защитник поруганных народных прав и обычаев, как идеальное воплощение подлинного героического начала и воинского духа. Необходимо обратить внимание на переживания матери Остапа и Андрея, на силу ее материнского чувства. Отрывок: «Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!» - должен быть прочитан учителем. Важно почувствовать всю поэтическую силу, с какой Гоголь художественно воплощает безмерное материнское горе, страдания женщины-матери, навсегда расстающейся с сыновьями, которую теперь ожидают бессонные, тревожные ночи и горькое одиночество.

В заключение можно предложить ряд вопросов, которые помогут вам глубже осознать идейный пафос изученных отрывков как из повести «Тарас Бульба», так и ранее прочитанной «Страшной мести»:

* Что общего в содержании повестей «Страшная месть» и «Тарас Бульба»?
* Какова основная тема повести «Страшная месть»?
* Какие отрывки произвели на вас наибольшее впечатление?
* Нарисуйте словесный портрет Данилы Бурульбаша и Тараса Бульбы. Что общего в их характерах?
* О чем говорит обстановка в доме Тараса Бульбы (описание светлицы)?
* С помощью каких поэтических средств воссоздается горе и страдание матери? Какими вы представляете себе Остапа и Андрия?