В центре внимания русского писателя всегда был человек, поиски им своего места в жизни. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М. Горький в своих произведениях выступали как величайшие гуманисты, все их творчество - в защиту человека. XX век переместил акценты. "Идея человека" подменяется "человеком идеи". Вследствие этого, писатели, которые продолжали гуманистические традиции русской классики XIX века, оказались вне русла официальной литературы. По разные стороны баррикады встали А. Платонов и М. Шолохов, А. Фадеев и Б. Пильняк, А. Ахматова и Э. Багрицкий. В довольно сложном положении в этой ситуации оказался М. Горький.
Горький прошел трудный путь и писателя, и человека. После себя он оставил огромное литературное наследие - статьи, романы, повести, пьесы, рассказы, письма. Раннее творчество М. Горького - поиск героя, в котором бы "интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной", романтическая идеализация человека. "Человек - это звучит гордо" или "Все - в человеке, все -для человека", - вот, по-моему, основные мотивы раннего творчества писателя.
В нашем представлении Горький прежде всего связан с повестью "Мать". Она - о становлении революционного сознания темных, забитых масс, представительницей которых была Пелагея Ниловна Власова. Написана повесть была затем, чтобы показать проникновение революционных идей в сознание людей, "очищение и обогащение" человеческой души в революции. В образе Ниловны воплощено светлое время начала революции, когда люди хотели верить, что уже близко счастливое будущее, когда падут цепи рабства и восторжествует свобода. Это был период надежд и веры в социализм. Повесть "Мать" стоит "зеркалом у истоков нашей трагедии в XX веке". Книга показывает, как народное сознание, подчиненное жизни, под влиянием таких людей, как Павел Власов, Андрей Находка пробуждается и восстает против "хозяев жизни". Своеобразно, это повесть-утопия, потому что в нем показано, как люди поддались очарованию иллюзий, как они поверили в чудесную сказку о земном рае (мы теперь знаем, какой ценой достигнут этот "рай"), их угнетенные души начали просыпаться навстречу будущему счастью.
Своей повестью Горький формировал людское сознание. Прочитав ее, увидев пробуждение души главной героини, сомневающиеся начинали верить в необходимость революции, в ее гуманную миссию. Сам М. Горький определил основную мысль повести, как "шествие детей к правде", и на этот подвиг их "благословляет" мать. Сын Ниловны - Павел Власов - носитель революционных идей, возглавляющий "шествие". Его идея - власть пролетариата. Пелагея же Ниловна - мать - представительница темной массы, но, в то же время, она Богоматерь, отдающая своего единственного сына революции во имя того, чтобы люди обрели земной рай. Ее сын - носитель новой веры, и, обратившись в нее, она, его мать, переживает обновление души. Вот что говорит сама Ниловна: "…раньше жила, - не с чем было сравнивать. В нашем быту - все живут одинаково. А теперь вижу, как другие живут; вспоминаю, как сама жила, и - горько, тяжело". Кажется, тысячи жизней "говорят ее устами" и ее история "принимает значение символа". Ниловна - Богоматерь, провожающая своих детей на Голгофу. Она знает, что провожает их в тюрьму, на смерть, но все же "отдает" и

Похожие сочинения

  1. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать"  Новое!
    Роман М.Горького "Мать" — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве....смотреть целиком
  2. Роль и значение романа "Мать"
    Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира, борющихся за победу над силами капиталистической реакции. Еще до выхода в свет «Мать» в рукописи была...смотреть целиком
  3. Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»
    Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом… Да мало ли достоинств у человека! Но главное его до-. стоинство, на мой взгляд, — это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге. Целеустремленность является...смотреть целиком
  4. Идея романа М. Горького «Мать»
    Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, — все это...смотреть целиком
  5. «Мать» роман о воскрешении человеческой души
    «МАТЬ» Роман рассказывает не просто о революционной борьбе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую — не убьют!» — восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают...смотреть целиком
  6. Образ Ниловны в романе Горького «Мать»
    Роман М. Горького «Мать» сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно «Мать» Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров...смотреть целиком
  7. Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать”  Новое!
    Роман М. Горького “Мать” — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение, как движение народных масс, героических в своем порыве. Роман “Мать”...смотреть целиком