(По роману М. Горького «Мать»)

Тема Матери проходит красной нитью через многие произведения А.М. Горького. Так, в рассказе «Рождение человека» прославлена могучая правда о крестьянке-матери, прославлено великое чувство материнства. По-разному предстает перед нами образ Матери и в трех новеллах («Сказки об Италии»), но все они проникнуты чувством глубочайшего преклонения и бескорыстной любви к женщине.

В романе «Мать» Горький рассказывает историю простой женщины Пелагеи Ниловны и показывает ее постепенное духовное обновление. В начале романа Ниловна предстает перед нами как покорная и забитая женщина, состарившаяся раньше времени. Беспросветная, безрадостная жизнь превратила ее в человека, всего боящегося, перед всем трепещущего: «Как мне не бояться! Всю жизнь в страхе жила, – вся душа обросла страхом!» Покорность судьбе подчеркнута и в ее внешнем облике: «Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами, и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. «Она часто плакала, чувствуя свое бессилие изменить что-либо в жизни. Но постепенно, незаметно для нее самой, в ней назревает недовольство жизнью. Помочь осознать ей это смутное недовольство помог ее сын Павел и его друзья-единомышленники. Присутствуя на занятиях рабочего кружка, присматриваясь к людям, окружающим Павла, она начинает понимать, что они ищут правду и борются за нее. «Она уже многое понимала из того, что они говорили о жизни, чувствовала, что они открыли верный источник несчастья всех людей, и привыкла соглашаться с ними. «Ниловна уловила нечто совершенно новое в поведении друзей Павла: «… вы знаете пути к сердцу человеческому. Все в человеке перед вами открывается без робости и опасений». Доверительное общение становится источником небывалого, духовного союза матери и сына. В общении с друзьями Павла Ниловна прояснила свои давние, полузабытые мечты о добре и правде, а отстаивая их, внесла особую, неповторимую лепту в общее дело. О новом, более серьезном понимании революционеров говорит она Находке: «… И все другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь, умирают… Девушки молодые ходят ночью одни, по грязи, по снегу, в дождик, – идут семь верст из города к нам. Кто их гонит, кто толкает? Любят они! Вот они – чисто любят! Веруют! Веруют, Андрюша! …» В ее сознании революционеры отождествляются с другими священными для матери понятиями – детьми; «Разве может мать не жалеть? Не может. Всех жалко мне! все вы – родные, все – достойные! И кто пожалеет вас, кроме меня?…» Эта особенность Ниловны воспринимать мир глазами детей, чувствовать сердцем правоту их дела приобретает грандиозный смысл, потому что сама революция раскрывается писателем как движение к нравственному очищению мира.Ниловна принимает участие в революционной работе: проносит на фабрику листовки, переправляет в деревни политическую литературу. Так Ниловна становится другом и помощником своего сына. «Когда человек, – говорит ей Павел, – может назвать мать свою и по духу родной, – это редкое счастье. «В душе Ниловны происходит мучительная борьба, но страх за сына, за его судьбу постепенно оставляют ее. После первомайской демонстрации Ниловна смело обращается к толпе с призывом поддержать сына: «Идут в мире дети наши к радости… Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте детей своих на одиноком пути. Пожалейте себя… поверьте сыновним сердцам – они правду родили, ради ее погибают. Поверьте им!» Горячая вера в правоту дела сына, стремление всех убедить в правильности избранного им пути позволяют Нилов

Похожие сочинения

  1. Роль и значение романа "Мать"
    Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира, борющихся за победу над силами капиталистической реакции. Еще до выхода в свет «Мать» в рукописи была...смотреть целиком
  2. Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать»  Новое!
    Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно - романтических А.М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом...смотреть целиком
  3. "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать")
    «Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа», - утверждал Горький. Великого писателя всегда интересовало развитие внутреннего мира человека. Максим Горький считал, что духовное начало – самое важное в жизни. В романе «Мать» очищение души стало...смотреть целиком
  4. Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать"  Новое!
    В центре повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, ҹто Ниловна является уҹастником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "мать" - это произведение о муҹительном...смотреть целиком
  5. Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать "
    "Достойный человек- это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства". Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Люди могут вызвать...смотреть целиком
  6. Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать”  Новое!
    Роман М. Горького “Мать” — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение, как движение народных масс, героических в своем порыве. Роман “Мать”...смотреть целиком
  7. Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать»  Новое!
    Герои этого романа — представители новой исторической силы — рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. «Мать» — роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной...смотреть целиком