Выдающийся норвежский писатель XIX столетия, славный реформатор театра Генрик Ибсен в своих произведениях ставил вопросы, которые волновали его современников. Ибсен радикально реформирует традиционную драматургию. Он использует аналитическую композицию. В ней важную роль играет тайна, события, которые происходили задолго до того, что разворачивается на сцене. Но именно они вызвали ситуации, в которых оказались герои. Эта композиция была известна еще в Древней Греции и использовалась, чтобы создать сюжетное напряжение. Аналитика у Ибсена не так сюжетная, как интеллектуальная. Развязка раскрывает внутреннюю суть всех событий. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития героя. Открытие тайны изменяет героев. И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета.

Например, в пьесе «Кукольный дом» разочарование Норы в своем браке, осознание необходимости начать новую жизнь, чтобы стать полноценной личностью, подготовлено развитием действия. Обстоятельства совпадают не случайно, а именно осмысление всего, что произошло, решает конфликты. Развязкой драмы является беседа между Норой и Торвальдом - первая за всю их супружескую жизнь. И жена, и муж возникают в этом разговоре по-новому - и именно этот новый взгляд предоставляет такое драматическое звучание заключительной сцене «Кукольного дома».





Героям Ибсена присущи все человеческие страсти. Этим Ибсен отличается от многих писателей конца XIX столетия, которые не верили в возможности человеческого ума. В пьесах Ибсена именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу. А когда человек не находит в себе силы превратить мысль в дело, он жестоко расплачивается за это. «Кукольный дом», в котором живут Хельмер и Нора, разрушился, так как герой не смогли подняться над собственным эгоизмом, не смогли преодолеть предрассудки общества.

Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург, раскрыв возможность аналитической композиции, наполнил ее новым содержанием. Важную роль сыграл в этом язык автора. Каждая фраза в тексте - чрезвычайно важная. Иногда герои говорят больше, чем всегда. Но этот поток слов скрывает их внутреннюю озабоченность, напряжение. Ибсен использует также многозначные слова. Надо внимательно вслушаться в каждое слово, так как с каждой фразой напряжение возрастает.