Философия, изложенная Камю в художественных произведениях, дает возможность для разнообразнейший толкований. Так, для европейцев 40-50-х годов, Камю был одним из классиков экзистенциализма. Его непременно объединяли с Сартром, несмотря на их философские, а со временем и политические расхождения. А их идеи, независимо от стремлений самих философов, вошли в массовое сознание как пессимистическое учение о абсурдности человеческого существования. Один из виднейших философов-экзистенциалистов Карл Ясперс писал в 1951 году: “Когда в Париже молодой человек эксцентрично одевается, позволяет себе свободу в эротических отношениях, не работает, проводит жизнь в кафе и говорит непривычные фразы, то говорят, что он - экзистенциалист.
Полстолетия тому назад в Берлине молодого человека, который вел такую жизнь, назвали бы ницшеанцем. Но первый имеет так же мало общего с Сартром, как второй имел с Ницше”. В Париже появились “экзистенциалистские кафе” с обязательным черным потолком, чтобы посетители легче могли бы сосредоточиться на переживании “скуки”, “тревоги”, “абсурда” или “дурноты”. Подобная мода вызвала у Камю негодование. Мало того. Свою принадлежность к экзистенциализму он решительно отбрасывал. “Нет, я не экзистенциалист, - говорит Камю в 1945 г. - Сартр и я всегда удивляемся, когда наши имена связывают… Сартр - экзистенциалист, а единственная книга идей, которую я опубликовал, - “Миф о Сизифе” - была написана против так называемых философов-экзистенциалистов”.
Заметим: Камю говорит об этом задолго до знаменитой ссоры с Сартром, тогда как общим местом многих работ из творчества Камю является то, что он начинает свой путь под знаменами экзистенциализма, но порывает с ним в 1951 г. Интересно, что Камю считал себя “моралистом”, а не философом, и с позиций такого моралистического гуманизма он действительно видел в 50-е годы основные положения экзистенциалистского учения. Он посвятил несколько страниц в “Мятежном человеке” опровержению краеугольных Сартровых постулатов.
Так кто же все-таки Альбер Камю? Экзистенциалист? Антиэкзистенциалист? Как справедливо отмечает Д. Наливайко, “здесь все дело в том, как понимать сам экзистенциализм. Конечно, Камю тяжело отнести к нему, если понимать экзистенциализм как философскую доктрину или же определенную, довольно четко очерченную понятийную систему. На самом деле это лучше распространенное умонастроение, которому присущи общие мировоззренческие мотивы…”. Ими проникается значительная часть писателей XX. ст., среди них Ф. Кафка и Р. Музиль, А. Жид и Ж. Ануй, М. де Унамуно и Носсак, В. Голдинг и А. Мердок, Н. Мейлер и Кобо Абе. Английский писатель Джон Фаулз метко отметил, что относится к экзистенциализму как к “набору инструментов, которыми каждый мастерит по-своему”.
По-своему мастерил ими и Камю. Но, анализируя произведения как “ортодоксальных” экзистенциалистов (Сартр), так и “еретиков” (Камю), о общих “инструментах” непременно нужно помнить. Итак, именно общая мировоззренческая эволюция главным образом и определила характер и идейную направленность, проблематику и философскую насыщенность художественных и публицистических образов писателя. Согласно эволюции философских взглядов Камю его художественное творчество принято делить на три этапа (названия и характер первых двух определил сам писатель).
Первый, определен как “цикл абсурда”, охватывает довоенный и военный периоды творчества и такие произведения, как повесть “Посторонний” (1942), философское эссе “Миф о Сизифе” (1942), драмы “Калигула” и “Недоразумение” (1944), в которых раскрывается тезис абсурдности человеческого бытия. Второй период (конец 40-х - начало 50-х годов) определен Камю как “цикл бунта”. Сюда входят роман “Чума” (1947), драмы “Состояние осады” (1948) и “Праведные” (1949), а также философское эссе “Бунтующий человек” (1951), в которых художник старается обосновать необходимость борьбы с абсурдностью бытия. Третий период, который охватывает 50-е годы и ознаменован философским скепсисом Камю, называют “циклом изгнания”.
Повесть “Падение” (1956), книга рассказов “Изгнание и царство” (1957), три книги публицистики “Актуальное” (1950-1958) и хронологически соотнесенный с этим периодом незавершенный роман “Первый человек “.