«Путешествие в Малороссию» (1803) и «Другое путешествие в Малороссию» (1804) написал П. И. Шаликов, доведший до предела сентиментальную манеру изложения. Он предупреждает читателей: «В сем путешествии нет ни статистических, ни географических описаний: одни впечатления путешественника описаны в нем…» Тщетно было бы искать в книжках Шаликова описаний реальной Украины. Зато в них с навязчивостью выступает сам чувствительный автор. Вот он «томными шагами» поднялся по лестнице в трактир, «спросил чаю, закурил трубку, подгорюнился и кинулся в мечты». Вот он проливает слезы, приветствуя «кроткое, ясное небо» Малороссии. Вот он идет по полю и каждый шаг «сопровождает вниманием». Он хочет «чувствовать, что гуляет по полю». Вот он после трудной дороги в ненастную

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина вызвала большое количество подражаний. Сложился своеобразный жанр сентиментальной повести; например, «Бедная Маша. Российская, отчасти справедливая, повесть» А. Е. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» Свечинского, «История бедной Марии» Н. П. Брусилова, «Инна» Г. П. Каменева, «Несчастная Маргарита» (повесть вышла анонимно). Иногда здесь можно встретить понимание и развитие лучших тенденций прозы Карамзина. Так, в «Бедной Маше» (1801) Измайлова герои и окружающие их лица нарисованы довольно жизненно. Любопытен образ свахи, отличающийся большой бытовой верностью. Метко схвачены в повести некоторые черты быта. Однако реалистические тенденции не нашли развития в повести и она заканчивается сентиментально-мелодраматическим описанием смерти героев. В целом сентиментальная повесть оказалась в стороне от процесса становления реализма в допушкинской литературе. Сентиментальный морализм как попытка разрешить противоречия жизни мешал авторам повестей показать социальный смысл изображаемых конфликтов, дать верное понимание социальных характеров.

Одним из первых подражателей Карамзина в жанре «путешествия» стал Владимир Васильевич Измайлов (1773-1830), выступивший еще в 90-х годах XVIII в. с сентиментальной повестью «Ростовское озеро», в которой утверждалось, что «чувствовать умеет и всякая крестьянка». Описывая в своем «Путешествии в полуденную Россию» (1800-1802) Украину, Крым и Кавказ, Измайлов сообщает читателям некоторые географические и исторические сведения, однако в целом его произведение не имело познавательной и идейной ценности карамзинских «Писем русского путешественника». Наблюдаемая Измайловым жизнь крестьянства рисуется розовыми красками: все деревни «расположены в прекрасных местах; каждая хата, чистая и белая, окружена цветущим садом со зрелыми плодами», на лугах «гуляют многочисленные и тучные стада волов». Крестьян, живущих по вине помещиков в нищете, «к счастью, немного». Путешественник с удовольствием описывает случаи, когда ему удалось проявить гуманное отношение к крестьянам и вызвать их ответную благодарность. Он призывает «писателей романов» искать «подобных примеров добродетелей» и описывать их «красноречивым пером Стерна или Жан-Жака».

Особенно далеко от подлинной действительности было изображение демократической среды. Барски снисходительное отношение «чувствительного» дворянина к «простолюдину» не могло способствовать пониманию его психологии. «…В карамзинское время,- писал Н. А. Добролюбов,- дико было снисходить до истинных чувств и нужд простого класса». Не способствовал сближению литературы с действительностью и творческий субъективизм писателей-сентименталистов. Прямолинейно понимая слова своего учителя, эпигоны Карамзина стали «писать портрет души и сердца своего» (статья Карамзина «Что нужно автору?»). Автор со своей «нежной» душой и «томным» сердцем заслонил изображаемую действительность.

погоду нашел приют в крестьянской избе с закопченными стенами, и эти стены показались ему гобеленами, а лица живущих здесь крестьян – полными довольства. У другого путешественника, Радищева, вид убогой крестьянской избы, потолок и стены которой были покрыты сажей, вызвал совсем иные впечатления и мысли: он обвинил помещиков в жестоком угнетении крестьян (глава «Пешки» в радищевском «Путешествии из Петербурга в Москву»).