Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей — А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах. Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л. Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию. Тем не менее след за Чеховым верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности. Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение. Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна. «Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».

Похожие сочинения

  1. Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова
    Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая...смотреть целиком
  2. Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?
    Как много прекрасных чувств на земле! Но самое дорогое и возвышенное — это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того и пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глаза на то, чего они не видят или не хотят чувствовать. Прекрасной показана...смотреть целиком
  3. А. И. Куприн (1870—1938): годы творческой деятельности
    Один из самых популярных писателей дореволюционной России, деливший славу с М. Горьким и Леонидом Андреевым, Куприн в восприятии читателя был прежде всего талантливым реалистом-бытовиком, критиковавшим темные стороны русской действительности. Однако,...смотреть целиком
  4. Жизненный и творческий путь Александра Ивановича Куприна
    Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX —начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн...смотреть целиком
  5. Тема армии в произведениях Толстого и Куприна
    Тема армии и царящих в ней беззаконий роднит таких разных по масштабу таланта и воззрениям художников, как Лев Николаевич Толстой и Александр Иванович Куприн. Их произведения «После бала» и «Поединок» написаны почти одновременно: в 1903 и 1905 годах....смотреть целиком
  6. Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн
    Человек, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю....смотреть целиком
  7. Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
    XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам...смотреть целиком