Творчество А. И. Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники... Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.
Любовь в произведениях А. И. Куприна - чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Так, в повести «Поединок» показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера - пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами» женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды прежде всего то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, - не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.
Повесть А. И. Куприна носит название «Поединок». Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести - тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое - внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой - Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А. И. Куприн.
Тема любви в произведениях писателя нередко обретает трагическое звучание. Искренние и подлинные человеческие чувства приходят в столкновение с жестоким миром, как это происходит, например, в купринской «Олесе». Часто любящих людей разделяют сословные границы. Так, сюжет одного из самых поэтичных рассказов А. И. Куприна «Гранатовый браслет» составляет любовь мелкого чиновника к даме из высшего света, Вере Николаевне Шейной. Эта любовь становится единственным смыслом его жизни, наполняет его унылое и убогое существование поэзией и красотой мечты. Герой рассказа, Желтков, так же, как и Ромашов, не находит счастья, он тоже погибает. Желтков не может найти себе места в современном ему мире, где, по словам генерала Аносова, так редко встречается «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Мужчины того круга, к которому принадлежит Вера Николаевна, не только не способны на сильное и бескорыстное чувство, но не могут и поверить в него. Любовь для них - нечто непонятное, странное. Для мужа княгини Веры, добродушного и веселого князя Василия, предводителя дворянства, история с письмами - предмет насмешек, источник веселых застольных сюжетов. Для брата Веры, охваченного сословной спесью, в этом чудится нечто опасное, едва ли не уголовное преступление, во всяком случае, угроза чести семьи. Он явно сожалеет о тех временах, когда за такое «преступление» человека можно было «наказать розгами». Столкнувшись с жестоким миром, с тем, что его чувство не понято, унижено, а главное - с тем, что оно может стать источником страданий для любимой женщины, Желтков уходит из жизни, благословляя ее имя. Этим поступком купринский герой как бы ставит последнюю точку в споре о том, что же таится за его непонятными для многих поступками, - движущей силой его личности была истинная любовь. Голос этого человека мы слышим уже после трагической развязки. Он звучит в его предсмертном письме: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое». Его голос звучит и в музыке, которую, по его завещанию, слушает княгиня Вера: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ А. И. Куприна пронизан высокой поэзией, чувство любви возвышает героя, превращая этого маленького чиновника со смешной фамилией в значительную и трагическую личность.
Тема любви в творчестве А. И. Куприна — одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса — не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.

Похожие сочинения

  1. Тема любви в творчестве А.И. Куприна
    Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай...смотреть целиком
  2. Реализм и романтизм в творчестве А. И. Куприна
    А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже...смотреть целиком
  3. Духовная связь Куприна с его литературным героем
    Известно, что в героях литературных произведений всегда присутствуют некоторые черты характера самих писателей. В уста иных героев писатели вкладывают свои наболевшие мысли. Но личность писателя остается скрытой для постороннего взгляда. Поэтому можно...смотреть целиком
  4. Герои и проблематика произведения А.И. Куприна
    У А.И. Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и немногие счастливчики могут испытать любовь. Но, по мнению Куприна, без искренней страсти, любви жизнь пуста и бесполезна. Одним...смотреть целиком
  5. Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова
    Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая...смотреть целиком
  6. Гуманизм, доброта, душевная мудрость в рассказах Куприна
    Как известно, Александр Иванович Куприн - писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется,...смотреть целиком
  7. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ (Куприн А.И.)
    Александр Иванович Куприн — выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить....смотреть целиком