И. А. Куприн — один из «королей» русской прозы нашего века. Его произведения вряд ли когда-нибудь оставят читателя равнодушным и безучастным. Они пробуждают душу и затрагивают сердце. Особое место в творчестве Куприна занимает тема любви. Она предстает в его произведениях как великая и всепобеждающая власть над человеком. Степень ее влияния обусловлена именно высшим, природным началом, живущим в душе каждого человека.

Однако часто оригинальность купринской концепции жизни нередко воспри-нималась превратно. Писателя называли «певцом плотских побуждений». Но с этим утверждением трудно согласиться. Куприн всегда очень четко проводил грань, раз-деляющую естественные человеческие переживания и разные формы их опошления. Он старался добиться в своих произведениях гармонии и согласия между духовным и чувственным. Писатель искал такую творческую силу, которая могла бы оказать активное воздействие на окружающих. И естественно для самого себя Куприн ее нашел в чувстве любви самого возвышенного образа. Олицетворением этого является его произведение «Гранатовый браслет».
Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность и желание погибнуть во имя любимой женщины, — эта тема была частично затронута и в его ранних рассказах («Страшный случай» и др.). Однако «расцветает» она в полной своей силе именно в «Гранатовом браслете». В этом произведении зачастую видят противопоставление холодной аристократке Вере пылкого и одухотворенного бедного чиновника Желткова. Частично так оно и есть. Но мы можем не только про-тивопоставить Веру своему тайному обожателю, но и сравнить Веру в начале про-изведения и Веру в конце его. В день ее именин мы видим ее спокойной и невозмутимой, однако позже застаем героиню «с глазами, блестевшими от слез». И это неслучайно. Куприн создает рассказ не о зарождающейся любви Веры, а о пробуждении этой женщины от некоего сна. Уже само появление письма и гранатового браслета вносит беспокойство в размеренную и умиротворенную жизнь героини. Оно разрушает привычное состояние дремоты, однообразия, ставшего привычным и даже приятным. Понимание прекрасных чувств вовсе не чуждо Вере, но оно давно притупилось, отчасти заснуло. Статус хорошей хозяйки, удобные дружеские связи и многое другое успокоили героиню, позволили ей вести беззаботную жизнь. Но при виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа, она ощущает волнение. Происходящее вокруг обостряет ее внимание и осознание того, что любовь, на которую «способен, быть может, один из тысячи», проходит мимо. Вера предчувствует скорую смерть Желткова. Когда наступает развязка, она приходит к нему на первое и последнее свидание — прощание с умершим. И героиня видит на его лице «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона».
Полное понимание пережитого приходит к Вере под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донесшей его страдания, безысходность и вместе с тем счастье. Аносов говорил, что «любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. Никакие жизненные компромиссы не должны касаться ее». Такие чувства испытывал Желтков. Для него, жалкого канцелярского служащего, любовь стала самым важным и единственным смыслом жизни. Но она было безответное чувство. А замкнутая сама в себе такая любовь обладает лишь разрушительной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, — пишет Желтков перед самоубийством предмету своего поклонения, — для меня вся жизнь заключается только в Вас». Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания главного героя.
В «Гранатовом браслете» редчайший дар высокой любви становится «громадным счастьем». И тем непонятнее звучит призыв Тугановского обратиться к «помощи власти» жандармского полковника, чтобы призвать к порядку... любовь. С первых строк этого произведения наблюдается поэтапное увядание природы. Его можно заметить в грустном осеннем пейзаже, в «травянистом запахе» осени, в разбитых оставленных домах. И это не случайно. Вместе с изменением природы происходит угасание человеческой личности, ее окружающего мира. Желтков, словно одинокое дерево, теряет поздней осенью свою пеструю листву. Но уже не может больше возродиться.
Каждый из нас мечтает хотя бы ненадолго оказаться в объятиях этого высокого и томительного чувства — любви. Оно уравнивает всех людей, ставит всех людей на одну планку. Неважно кто ты: сапожник или дворянин, поэт или чиновник, солдат или командир. Перед этой стихией ты просто человек. Мы полны сочувствия к Желткову, ведь безответная любовь — тяжелая ноша. Но ведь именно в ней он видел смысл своей жизни, именно она подарила ему счастливые моменты. Значит, ему можно скорее позавидовать. Как часто мы можем сказать, что мы действительно любим человека, не требуя ничего взамен? Думаю, нет. Многие из нас живут по привычке, по установленному ранее графику, не замечая, что мимо них проходит настоящая любовь, одна на тысячу лет.

Похожие сочинения

  1. Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна
    В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине - простенькую...смотреть целиком
  2. Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет”
    Нам говорит согласие струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Шекспир. Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная,...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Желткова Г.С.
    Желтков Г. С. (видимо, Георгий — «пан Ежий») — появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати...смотреть целиком
  4. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна "Гранатовый браслет")
    Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее,...смотреть целиком
  5. Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
    Загадочность человеческой души несомненна. До конца понять те или иные чело-веческие поступки и стремления невозможно. Каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» в очередной раз доказывает это. Автор посвятил...смотреть целиком
  6. Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”)  Новое!
    любви. Труд над повестью повлиял на душевное состояние Александра Ивановича Куприна. Главный герой “Гранатового браслета” — незначительный чиновник с фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства. Желтков...смотреть целиком
  7. Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна
    Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет",...смотреть целиком