В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908) - нарядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет».

Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Семейная хроника Любимовых, добрых знакомых Куприна, подарила автору прототипы Веры, князя Шеина и главного героя рассказа - чиновника Желткова. Но трагикомическая история реального «П. П. Ж.», выспренная вульгарность его писем с редкостной силой, благородством, просветленной любовью к герою переосмыслены Куприным. «...Не знаю, что выйдет, но когда... думаю - плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе - плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал», - сообщал Куприн Ф. Д. Батюшкову во время работы над «Гранатовым браслетом». (Рассказ был написан в Одессе осенью 1910 года.)

Можно ли назвать Желткова «маленьким человеком»? Между ним и княгиней Верой непреодолимые социальные преграды, но благородство и сила духа героя исключают жалость к нему. Желтков сродни не Акакию Акакиевичу, но пушкинскому «рыцарю бедному». Именовать его «маленьким человеком» было бы так же странно, как именовать таковым студента Раскольникова или князя Мышкина до получения наследства. Образ «рыцаря бедного» тонко соотнесен с образом чиновника контрольной палаты, живущего на заплеванной лестнице, растратившего казенные деньги, чтоб купить «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый» браслет. И не случайно в конце концов гранатовый браслет становится приношением к образу Божией Матери: эта деталь символична и полна глубокого смысла. Силой и чистотой своего чувства, подтвержденного и окупленного гибелью, герой служит вышним силам всей своей судьбой и историей, служит тем даром, какой получил, - даром «безнадежной и вежливой», по его собственным словам, рыцарской, героической любви.

«Меня влечет к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его», - говорил Куприн. Но героизм никогда не приобретал в прозе Куприна авантюрно-брутального облика. Героичен Сашка-музыкант в «Гамбринусе», героичен протодиакон Олимпий в «Анафеме», героичен Г. С. Желтков, ни разу не названный в тексте полным именем и отчеством! Лишь из разговора княгини Веры с квартирной хозяйкой внимательный читатель узнает его имя - Георгий, отчество же остается не расшифровано... И в этом однажды, вскользь упомянутом имени героя - тот же смысл, та же символика: великомученик Георгий - покровитель рыцарей и воинов. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств человека и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства.

И еще, пожалуй, - силой любви к жизни.

И, обращаясь к любимым своим героическим сюжетам, Куприн, прославленный зоркостью реалиста, Куприн, ославленный «бытописателем», несомненно, становится романтиком.

В прозе конца 1900 - начала 1910-х годов Куприн видит повседневность мира - зоркими, сияющими, любящими глазами. Мир, обрамляющий историю Желткова и княгини Веры, редкостно прекрасен. Прекрасен разоренный осенью сад, рыба «морской петух», темные розы, благородная фигура генерала Аносова, его речи о Шипке и «Машеньке Леско», ночной разговор на террасе приморской дачи. Именно красота мира делает такой горестной историю любви и гибели Желткова. И еще, кажется, - чтоб видеть сияющую красоту повседневности - человек должен быть наделен мощной, героической любовью к жизни. Лучшие новеллы Куприна конца 1900 - начала 1910-х годов всегда говорят об этом и исподволь учат этому читателя. И «Гранатовый браслет» - рассказ еще и об этом.

По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов, в Париже, стареющий Куприн вызвал на дуэль собеседника, позволившего себе усомниться в правдоподобии фабулы «Гранатового браслета».

Похожие сочинения

  1. А.И.Куприн "Гранатовый браслет"
    Рассказ был опубликован в 1911 г. в альманахе "Земля" и вызвал заинтересованные отклики критиков (М.Горький, А.Горнфельд и др.). Сам Куприн назвал это произведение своей "самой целомудренной вещью" о любви. В экспозиции рассказа...смотреть целиком
  2. Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
    «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных — куприновский «Гранатовый браслет», — писал К. Паустовский. — Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом...смотреть целиком
  3. "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
    ...Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое"... ...В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь...смотреть целиком
  4. Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет»
    Тема любви одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань. По-своему осветил ее замечательный русский писатель А. И. Куприн в своем рассказе Гранатовый браслет, который К. Паустовский назвал одним из самых...смотреть целиком
  5. О любви в литературе (на примере рассказа «Гранатовый браслет»)  Новое!
    Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской...смотреть целиком
  6. "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет")
    Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев....смотреть целиком
  7. Любовь бескорыстная самоотверженная не ждущая награды (по рассказу И. А. Куприна «Гранатовый браслет»)  Новое!
    и от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах - снова...смотреть целиком