Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присуща огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку и как писателю. Многое узнал он в жизни и сумел свои жизненные опыты заставить служить своему творчеству. Автор замечательных повестей Куприн был признанным мастером короткого рассказа. В них дана широкая, разнообразная картина российской жизни конца XIX – начала XX века. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, о прекрасной любви – эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел их и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психологии своих героев, он писал о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» – прекрасное повествование о неразделенной большой любви, любви «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В этом рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые воплощают в себе весь идейный смысл рассказа. «В середине августа, перед рождением молодого, вдруг наступили отвратительные погоды, которые так свойственны северному побережью Черного моря» – начало рассказа можно назвать первым символом. Описание мрачной, сырой, плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеин, жену предводителя дворянства, а под погодой – всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совершенно неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Это изменение и есть то самое возвышенное и роковой любви, о котором идет речь в рассказе. Следующим символом стоит назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно-спокойную, холодную красавицу. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного нынешней, «святой» любви. Немалую роль отводит Куприн «гладкому, высокому, серебряному старцу» – генералу Аносову. Именно ему предстоит задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Соображения генерала о любви способствуют тому, что его внучка смогла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Генералу принадлежат пророческие слова о том, что, может быть, ее жизненный путь пересекла такая любовь, о которой мечтают женщины и на которую больше не способны мужчины. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редкая и доступна только некоторым и только достойным ее людям. За всю свою жизнь сам Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне. Причиной скорой развязки любовной истории, которая длилась более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, – гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его «покойная мать», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному верованию он имеет свойство сообщать дар предвидения его женщинам, его носящим, и охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна действительно неожиданно предсказывает, что этот человек убьет себя. Куприн сравнивает пять камней браслета с «пятью красными, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь». Любовь, символизирующая браслет, не подчиняется никаким земным законам и правилам.

Она может идти вопреки всем устоям общества: Желтков – всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна – княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, осознавая только то, что ничто, даже смерть, не сможет погасить его прекрасное чувство: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга». К сожалению, истинное значение браслета-символа Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «Все ее мысли были неизбежно прикованы к тому неизвестному человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит». Княгиня снова и снова вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или безумие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он воспринимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье. И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, идет с большой любовью в сердце, неся ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое». И остается ей только символ этой прекрасной любви прекрасного человека – гранатовый браслет…