Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя романа, типичный ха-рактер 30-х годов XIX века.
Печорин - образованный светский человек с критическим умом, не-удовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть сча-стливым. Он продолжает галерею «лишних людей», открытую Евгением Онегиным Пушкина. Белинский отмечал, что мысль изобразить героя своего времени в романе не принадлежит исключительно Лермонтову, так как в тот момент уже существовал «Рыцарь нашего времени» Карамзина. Белинский указывал также, что многим писателям начала XIX века при-ходила в голову такая мысль.
Печорин называется в романе «странным человеком», так о нем говорят почти все остальные персонажи. Определение «странный» при-обретает оттенок термина, за которым встает определенный склад харак-тера и тип личности, и является более широким и емким, чем определе-ние «лишний человек». Подобного рода «странные люди» были и до Печорина, например в рассказе «Прогулка по Москве» и в «Очерке чуда-ка» Рылеева.
Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», говорил, что ему «весело было рисовать портрет современного человека таким, каким он его пони-мает и встречал». В отличие от Пушкина, он сосредоточивает вни-мание на внутреннем мире своих героев и утверждает в «Предисловии к журналу Печорина», что «история души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого наро-да». Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось и на компо-зиции: роман начинается как бы с середины повествования и последова-тельно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что «бешеная гонка» Печорина за жизнью обречена на неудачу. Печорин проделывает путь, который совершали его романтичес-кие предшественники, показывая тем самым несостоятельность их ро-мантических идеалов. Печорин попадает из «цивилизованного» мира в мир «детей природы», на Кавказ, но и там он оказывается чужим, «лиш-ним человеком», и, кроме страданий и смятения, ничего не несет: он ста-новится косвенным виновником гибели Бэлы, расстраивает жизни «чест-ных контрабандистов», из-за него рушится судьба княжны Мери.
Структура «Героя нашего времени» фрагментарна, поэтому роман пред-ставляет собой систему разрозненных эпизодов-повестей, объединенных общим героем - Печориным. Такая композиция является глубоко содер-жательной: она отражает разорванность жизни главного героя, отсут-ствие у него какой-либо цели, какого-либо объединяющего начала. Жизнь героя проходит на перепутьях в вечных поисках смысла человеческого существования и счастья. Печорин почти все время в пути. «Это мир в дороге», - говорил Гоголь по поводу «Героя нашего времени».
В том, как изображает Лермонтов главного героя, чувствуется жела-ние дать ему социальную характеристику. Печорин - продукт и жертва николаевской эпохи в одном лице, «чья душа испорчена светом и разор-вана на две половинки, лучшая из которых высохла и умерла», тогда как другая «жила к услугам каждого». Есть в этом персонаже и то, что выводит его за рамки социальности, то есть Лермонтов раскрывает в сво-ем герое и общечеловеческие начала, не зависящие от эпохи и времени. В этом смысле задача, которую ставит перед собой Лермонтов, сравнима с задачей Достоевского: «При всем реализме найти в человеке человека». Лермонтов в романе уделяет много внимания изображению не только сознания, но и самосознания героя. Напряженный психологический ана-лиз — это «болезнь века», но также и необходимая форма самопознания развитой личности. То, что Печорин постоянно размышляет о своих по-ступках, анализирует свои чувства, является свидетельством того, что мы имеем дело с личностью неординарной; герой лермонтовского романа - личность в самом высоком смысле этого слова. Мы можем провести сравнение с романом Пушкина «Евгений Онегин». Печорин, тоже явля-ясь «лишним человеком», отличается от Онегина не только своим темпе-раментом, не только глубиной мысли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыс-литель, идеолог. В этом смысле он герой своего времени. Действенность Печорина, на которую делает акцент Лермонтов, объясняется, прежде все-го, степенью развитости этого героя: он хорошо образован, хорошо разби-рается в людях, знает их слабости, но использует эти знания в своих целях. Беда Печорина в том, что его независимое самосознание и воля переходят в индивидуализм. В своем противостоянии действительности он исходит только из своего «я». Он не просто эгоист, он эгоцентрист. Печорин является деятелем не только по натуре, но и по убеждению. Он сам указывает, что «в чьей голове родится больше идей, тот больше дру-гих и действует».
Как личность Печорин шире предлагаемых ему социальных ролей, он отвергает все уготованные ему социальные рамки, пытается угадать свое высокое предназначение, но в то же время весьма скептически оценивает свои шансы в борьбе с окружающим обществом. Он рассуждает: «Многие люди, начиная жизнь, хотят кончить ее, как Байрон или Александр Маке-донский, а между тем остаются титулярными советниками».
Герой не показан нигде при исполнении своих служебных обязаннос-тей, но, тем не менее, он очень активен в жизни. На примере Печорина мы впервые в русской литературе встречаемся с героем, который прямо ставит перед собой актуальные вопросы человеческого бытия. Это вопросы о цели, о смысле жизни человека, о его предназначении. Подтверждением этому является рассуждение героя перед дуэлью с Грушницким и в пове-сти «Фаталист».
Одна из целей, которую герой, бесспорно, реализует, - это постижение природы и возможностей человека. Этим и объясняется цепь психологи-ческих и нравственных экспериментов Печорина над собой и над други-ми: княжной Мери, Грушницким, Вуличем. В достижении этой цели он действует настойчиво и упорно.
Раскрытие образа своего героя Лермонтов подчиняет традиции. Он испытывает Печорина двумя чувствами: дружбой и любовью. Ни одно, ни другое герой не выдерживает, Печорин разочаровывается в любви черке-шенки Бэлы, говоря по этому поводу, что «любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». К дружбе, к глубокому искреннему чувству, Печорин также не способен, считая, что из двух друзей один все-гда раб другого. В отношениях же с Вернером его не устраивает ни роль повелителя, ни роль раба.
Последняя повесть «Фаталист» приобретает особое значение в вос-приятии Печориным жизни. Герой на протяжении всего повествования постоянно испытывает судьбу (под пулями чеченцев, на дуэли с Грушниц-ким, в повести «Тамань» с ундиной), но наиболее выразительно это пока-зано в «Фаталисте». Это одна из самых идейно насыщенных и напряжен-ных повестей романа. Она состоит из трех эпизодов, которые то отрицают, то подтверждают существование предопределения в жизни человека. Если и говорить о фатализме героя, то его следует назвать фаталистом дей-ственным. Не отрицая наличия сил, во многом определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать его свободы воли. Подтверждением служит то, как он бросается в окно к казаку-убийце. На первый взгляд, это безрассудно, но Печорин действует достаточно обдуманно. Это не слепой риск Вулича, а осмысленная челове-ческая храбрость.
Главное содержание повестей о Печорине — это история его противо-действия обстоятельствам и судьбе. Обстоятельства и судьба в итоге ока-зались сильнее Печорина. Его энергия выливается в действие пустое. Поступки героя чаще всего эгоистичны и жестоки. Печорин предстает в романе сложившимся характером с трагической судьбой. То, что Лермон-тов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит по-новому вопрос о нравственной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки.
В том, как показал Лермонтов Печорина, он ознаменовал новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине запе-чатлен процесс превращения аристократа в личность, то в «Герое нашего времени» показана трагедия уже сложившейся личности, обреченной жить в условиях николаевской реакции. Печорин оказывается шире того со-держания, которое вложено в его образ. В этом смысле Лермонтов пред-восхищает Достоевского. Новаторство Лермонтова заключается в том, что перед нами сильная, недюжинная личность, не находящая себе места и цели в жизни, чуждая окружающему обществу, внутренне противоречи-вая.
Судьба Печорина как одного из характерных типов своего времени, несмотря на его потенциальную героичность, была трагически безысход-ной. Лермонтов как писатель-реалист показал это в своем романе «Герой нашего времени».