При чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» картины одна сменяют другую, и вместе с ними меняется настроение, которое они рождают.

Вот передо мной изменчивое и прекрасное лазурное море. Над ним расстилается голубой туман. Море безмятежно и спокойно... Но вот вдали появляется белый парус. Он скользит, рассекая водную гладь, «одинокий», ему ничего не надо, он ничего не ищет, поэтому становится немного грустно, и радостное чувство сменяется ощущением легкой тревоги.

На моих глазах спокойная картина сменяется бурной. Величественный морской простор, который только что радовал глаз своим спокойствием, преображается. Вот уже «играют волны», «ветер свищет», а парус отчаянно сопротивляется стихии, его мачта гнется и «скрыпит», и я словно слышу этот надрывный звук. Тревога усиливается. Читая это стихотворение, вообще постоянно находишься в напряжении, все время думаешь о судьбе паруса, о том, что с ним было и что еще случится. Он отбился от родного берега, но что ждет его в «стране далекой»? Не от счастливой жизни оказался он один среди бескрайнего синего моря. Но, оказывается, он и не ищет спокойного, тихого счастья. Он «мятежный», не просто ждущий, а ищущий чего-то. Чего?

Буря постепенно стихает. Вокруг спокойное, безмятежное лазурное море, освещенное золотыми лучами солнца. Это яркий, красивый мир. Он вызывает невольное ощущение радости и какой-то необыкновенной легкости. Но парус, разрезая водную гладь, мчится навстречу буре, просит бури, как будто в ней видит счастье и успокоение.

Я думаю, вблизи моря человек всегда ощущает гордость и восхищение вольным величественным простором. Удивляется его изменчивости, непостоянству. Море то безмятежно спокойно, то пенится, шумит и бушует, меняется его цвет. Оно всегда красиво, загадочно, и никогда нельзя предсказать, каким оно станет в следующее мгновение. Оно всегда поражает. Не случайно о море писали многие поэты, и у каждого море свое. Но я чувствую, что Лермонтов, когда писал это

стихотворение, думал не только о море и виднеющемся вдали парусе, он думал о жизни людей, таких же одиноких и таких же мятежных. Автор им сочувствует и одновременно гордится ими. В этих размышлениях отразилась и собственная жизнь поэта, и его характер. Он тоже чувствовал себя одиноким, непонятым. Но тревога и смутная тоска уступают стремлению гордо встретить все жизненные бури. И в образе паруса Лермонтов показал отважного, смелого и сильного человека, который борется, преодолевает преграды на своем пути, а преодолев их, ищет новой борьбы и новых побед, без которых нет для него настоящей жизни.

Похожие сочинения

  1. Мое любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова («Парус»)  Новое!
    Одним из первых произведений велико­го русского поэта М. Ю. Лермонтова, с ко­торым я познакомился, было стихотворе­ние «Парус». Оно произвело на меня боль­шое впечатление своей образностью, поэтической красотой, силой пережива­ний, чувств и мыслей, отраженных...смотреть целиком
  2. Комментарии к стихотворению Лермонтова «Парус»  Новое!
    Человек оказывается вечно неудовлетворенным и внутренне не застывшим. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии - покоя или бури. Закон его жизни - мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное...смотреть целиком
  3. Одиночество и отверженность в творчестве М.Ю. Лермонтова (по стихотворениям "Белеет парус одинокий" и "Прощай, немытая Россия")
    Всю свою недолгую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов испытывал острое чувство одиночества. Он тосковал по рано умершей матери, по отцу, с которым его властная бабушка не разрешала видеться, по друзьям, которых из-за его дерзкого характера было не так уж...смотреть целиком
  4. Лирическое содержание стихотворения «Парус»  Новое!
    «Парус» написан в 1832 году еще совсем юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с «Парусом» уже...смотреть целиком
  5. Философский символ свободы в стихотворении «Парус»  Новое!
    Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой...смотреть целиком