Почти в конце своей жизни С.Я.Маршак написал повесть о своем детстве «В начале жизни» (I960). Он вспомнил маленький городок Острогожск, где провел свое детство, завод, на котором служил мастером его отец, большой пустынный двор, где играл со своими братьями и сестрами. Семья была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.
Потом неожиданно, как в сказке, судьба его изменилась: он очутился в Петербурге, в большом доме, где бывали знаменитые художники, музыканты, писатели. Он увидел великолепные петербургские музеи, бывал на выставках, на концертах, в театрах, учился в лучшей столичной гимназии. Известный русский критик и искусствовед В.В.Стасов полюбил одаренного мальчика и всячески помогал развитию его таланта. Он подарил ему целую библиотеку русских классиков, показывал его стихи Л.Н.Толстому, познакомил его с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким. Юный Маршак был слабого здоровья, петербургский климат был ему вреден, и Горький предложил ему поехать на юг, в Крым, и поселиться в его семье, которая тогда жила в Ялте.
Печататься начал с 1907 года в литературных альманахах, позднее в «Сатириконе». В 1912 году Маршак уехал для 273 продолжения образования в Англию, слушал лекции в Лондонском университете (1913-1914). Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе.
Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни. Литературная деятельность Маршака весьма разнообразна: лирика, сатира, переводы, драматургия. Особую популярность приобрели стихи Маршака для детей. JH923 году вышли первые стихотворные книжки Маршака для самых маленьких: английская детская народная песенка «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке».
С этого времени начинается плодотворная деятельность Маршака — детского поэта, редактора и организатора детской литературы. Стихи для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили обширный сборник «Сказки, песни, загадки», неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки. Детские стихи написаны просто, увлекательно, понятно, они отличаются законченностью, четким ритмом, строгостью композиции. И в то же время в них есть причудливость, озорство народной песни, считалки, дразнилки. Каждое слово в этих «работающих» стихах тщательйо отобрано и взвешено. Стих приобретает предельную ясность и запоминается как пословица.
В произведениях, написанных Маршаком в военные и послевоенные годы, усиливается лирическое начало. В стихотворных книжках «Почта военная» (1944), «Разноцветная книга» (1947), «Круглый год» (1948), «Быль-небылица» (1947) или поэтической энциклопедии «Веселое путешествие от А до Я» (1953) Маршак расширяет изобразительные средства, обращаясь к пейзажной лирике, к углубленному изображению душевных переживаний героев.
Это совпало с началом работы Маршака над «Лирической тетрадью», над переводами У.Шекспира и песен Р.Бернса, которого Маршак начал переводить еще в 30-е годы. В лирических стихах Маршака по-своему отразились многие мысли и чувства, которые одушевляли и его поэзию 274 литература для детей. Но здесь философские мысли о ценности слова и ценности времени, о жизни и смерти, о вечности, о связи поэта с родной землей и ее языком проявились глубже, сложнее — в классически ясных, гармонических стихах, как бы продолжающих традиции пушкинской поэтической школы. В годы Великой Отечественной войны развернулся талант Маршака-сатирика. В содружестве с художниками Кукрыниксами он создал немало боевых плакатов. Среди драматических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи», «Кошкин дом». В 1961 году вышел сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний — «Воспитание словом» — итог большого творческого опыта писателя. Есть у Маршака одно маленькое стихотворение, адресованное взрослым.