Я, ассенизатор и водовоз...
В.В.Маяковский.
Корней Иванович Чуковский как-то признавался, что принадлежит к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем всякое другое искусство, и испытывают величайшую радость, встречая какой-нибудь особый оборот, рифму или паузу. Я не принадлежу к обществу таких чудаков (хотя бы потому, что весьма люблю музыку), но и мне нравятся хорошие, легкие, мелодичные стихи.
Владимир Владимирович Маяковский был большой новатор в стихосложении, хотя теорию его, как он сам писал, осилить не мог. А недавно я узнал, что у него \"хромала\" грамотность. И все же, читая многие его произведения, невольно поражаешься
таланту этого человека. У него большое чутье к языку, он мастерски умел создавать новые, очень выразительные слова: \"бронзы многопудье\", \"свинцовоночие\" и множество других. А сколько крылатых выражений, созданных им, вошло в наш язык: \"тысячи тонн словесной руды\", \"шершавым языком плаката\", \"навели хрестоматийный глянец\" и т.д.
Я думаю, что совсем Маяковский не уйдет из нашей литературы, не будет полностью забыт, как это уже случилось со многими писателями двадцатых- тридцатых годов. Ведь и до сих пор сатира Маяковского очень актуальна. Вот, например, одна только цитата из его стихотворения \"Взяточники\":
Он всюду пристроил мелкую сошку,
Везде у него по лазутчику...
Каждый на месте:
невеста -в тресте,
кум - в Гум,
брат - в наркомат...
Он понял буквально
\"братство народов\"
как счастье братьев,
теть и сестер.
Разве и сегодня мало таких, буквально понявших \"демократию\", \"рынок\", \"хозрасчет\"?
Но, размышляя о месте Маяковского в нашей литературе, в жизни, невольно отмечаешь, что во многом уступал как поэт таким мастерам ( так или иначе преследовавшимся долгое время), как Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак и другие. В одном своем романе Александр Солженицын писал, что стихи Маяковского в большинстве своем неэстетичны, грубы, далеки от настоящего искусства. С этим нельзя не согласиться. Вот в очень известном его \"хрестоматийном\" стихотворении он пишет: \" И дождик толст, как жгут\". Но ведь дождик- это маленький дождь. И таких неточностей великое множество. Беда Маяковского даже не в том, что он превратился, по выражению С.Есенина, в \"штабс - маляра\", который поет о пробках в Моссельпроме. Самое главное, что лишает этого поэта сегодня права быть в числе ведущих, это его политическая направленность, то, что он посвятил свое творчество возвеличиванию строя, который принес нашему народу одни
несчастья. В этом смысле он, действительно, \"ассенизатор и водовоз\". Всячески превозносит Владимир Владимирович насилие, оправдывает любые жестокости. А ведь он не мог знать о том, что личность-это ничто, правами ее можно всячески пренебрегать. \"Единица- вздор, единица- ноль!\"- восклицает он. Нам с детских лет внушали, что литература и искусство должны служить только высоким целям, только добру. И это правильно. Поэтому навсегда вечным укором и позором ляжет на Маяковского и многих других, писавших \"по указке партии\", то, что они служили недоброму, жестокому строю. Но и совсем списать из литературы этого поэта неверно. Пусть он займет свое настоящее
место.