Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь

нужно? В. Маяковский

Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем.

Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью. И тут показательна его критика исканий новой формы Хлебниковым. Маяковский говорил: «Хлебников — поэт для производителя».

Корни новаторства Маяковского можно обнаружить и в смежных областях искусства, например, в кинематографе. Он любил совершать свои стихи методом монтажа, работая со словом, как с кинолентой. Также новаторский поиск новой формы в большой степени определила революция. Этой новой реальности должна была, по убеждению Маяковского, соответствовать и поэзия. Естественно, в его стихах появились новые интонации, агрессивные нотки, вызывающие позы.

Знакомые и друзья поэта не могли взять в толк, почему Маяковский «продался большевикам». Они не понимали главного: поэт сам был большевиком по сути. В конце концов все сошлись на ярлыке «попутчик», с которым Маяковский уже не расстался до конца своих дней.

Интересно, что в страстном поиске новых форм Маяковский и сам не заметил, как под конец своей творческой и жизненной стези стал ворочаться к корням: Пушкину, Некрасову, Лермонтову. Показательно движение в сторону классики в стихотворении «Мелкая философия на глубоких местах»:

Превращусь

не в Толстого, так в толстого, —

ем:

пищу, от жары балда,

Кто над морем не философствовал?

Вода.

Обращение к морю традиционно в русской классической поэзии. Маяковский почувствовал необходимость гармонии в поэзии и жизни. Разговор с морем ведет уже настоящий великий русский художник:

Я родился,

рос,

кормили соскою, — жил,

работал,

стал староват

Вот и жизнь пройдет,

как прошли Азорские

острова.

Поэту не хватило времени для переосмысления своего творчества. Он хотел присоединить поэзию к государству, чтобы необходимость поэзии была приравнена к необходимости штыка. Маяковский мечтал, чтобы поэзия кричала с эстрады. Сбылось только последнее: в 60-х годах поэзия исполнила заветы Маяковского, но длительно на эстраде продержаться не смогла.

Но так и должно быть. Поэзия — дело уединенное и в высшей степени традиционное. Новаторство в поэзии может реализоваться скорее в свежести чувства, а не форм.

Похожие сочинения

  1. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского)
    Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности:...смотреть целиком
  2. Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского
    1. Безнадежные попытки быть понятым. 2. Одиночество как постоянный спутник поэта. 3. Лирический герой Маяковского. 4. Обращение поэта к будущим потомкам. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, такой большой и такой ненужный? В....смотреть целиком
  3. Особенности ранней лирики В. В. Маяковского
    1. Новаторство в поэзии Маяковского. 2. Связь лирики поэта с живописью. 3. Вызов «общественному вкусу» и внутренние переживания лирического героя. Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство...смотреть целиком
  4. Тема любви в лирике В. В. Маяковского
    Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике», эта тема звучала и в поэме «Человек». Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего...смотреть целиком
  5. Маяковский и футуризм
    Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных...смотреть целиком
  6. Маяковский и футуризм  Новое!
    Владимир Владимирович Маяковский — одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году. Футуризм возник как одно из направлений...смотреть целиком
  7. Одна из вечных тем в литературе в творчестве В. Маяковского
    Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться...смотреть целиком