Сатира как жанр возникла очень давно . Она была известна уже во времена др. греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды ,политические партии ,наука , лит- ра.
В основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни . Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане сатирическое тв-во Маяковского очень похоже на пр-ия др. гречеких авторов . Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру М. можно разделить на 2 периода : доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв-ва дорев. периода можно отнести стих. : "Надоело" и "Нате" .В стихотворениях М. использует большое кол-во худ . приемов : метафоры
... Страх орет и в сердце
Мечется по лицу ,безнадежен и скучен ...
...Седце в исступлении
Рвет и мечет ...
...Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,
сравнения
...Два аршина безлицего розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголочке вышита ...
...А я вам открыл столько стихов-шкатулок,
Я - бкзценных слов мот и транжир ,
олицетворение
...Истомившимися по ласке губами
Тысячью поцелуев покрою
Умную морду трамвая ...
...Толпа озвереет ,будет тереться ,
Ощетинит ножки стоглавая вошь,
гиперболы
...Брошусь на землю камня корою,
В кровь лицо изотру ,
Слезами асфальт омывая,
худ. образы
...Все вы на бабочка поэтиного сердца,
Толпа- стоглавая вошь,
Я- грубый гунн .
Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении , кроме как "поцеловать умную морду трамвая" , либо "захохотать и радостно плюнуть" в лицо этого об-ва .
В этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей , она для него остается единой массой .
Но вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского .Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан,просто людей не соответствующих идеалам революции . В стихотворении "Прозаседавшиеся" М. обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день чиновника , который целиком занят заседаниями . Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы заседаний М. исп. в качестве худ . приема гиперболу .
...Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам
Поневоле приходится раздвояться
До пояса здесь,
а остальное там ...
Лирический герой приходит к мысли о том , что хорошо было бы ,если:
"О хотя бы
еще
одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний !"
Но мир бюрократов не единственный мир , "мешающий установлению власти пролетариата" . Поэтому М. использует своё "оружие любимейшего рода" не только против бюрократизма , но и против мещанства.
В стихотворении "О дряни" М. так рисует засилье мещанства :
...Стеклись они
наскоро оперенья переменив
и засели во все учреждения
На мозолях от пятилетнего сидения зады,
Крепкие как умывальники ,
Живути поныне тише воды ...
Для обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы :
несовместимость понятий, олицетворение .
...И мне с эмблемами платья
Без серпа и молота не покажешься в свете !
...На балу в реввоенсовете !? ...
...Маркс со стенки смотрел,смотрел ...
и вдруг
разинул рот,
да как заорет ...
Надо отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве случаев дается в конце ; так и здесь .Его мнение выражается словами Маркса :
...Опутали революцию обывальщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните
Чтоб коммунизм
канарейками не был побит !
Но это (мещанство , бюрократия) - всё внешний враг .Но ведь и "существуют люди внутри партии живущие её соками" .В стихотворениях "Трус", "Нагрузка по макушку" М. показывает именно такой сорт людей . В сихотворении "Трус" М. рисует чиновника , который боится всего :
Каждый зав для труса туз
Даже
от его родни
опускает глазки трус
И уходит
В воротник.
М. показывает как прходит день у труса
День - деньской
Сплетает тонко
узы
Самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком ,
С кошкой
мышь согласовать бы .
И опять-таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение :
Товарищ,
чего вы дрожите ?
В чём ,
собственно,
дело ?!
В аквариум ,
чтоли сажать вас ?
Революция требует ,
чобы имелась
смелость,
смелость,
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь
В стихотв. "Нагрузка по макушку" М. выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина , показывает его чудовищную занятость .
Пообедав , бодрой рысью
Петя
мчит на культкомиссию
После Петю видели у радиолюбителей
Не прошел мимо и Осовиахима ...
И результате В.М. показывает полнейший хаос , царящий в голове у Пети . Свое стих. М. заканчивает след. ироничными строчками :
... -Где ж
работать мне поспеть
при такой нагрузке ?
Обьекты сатирич. тв-ва М. очень разнообр. Во- первых - это люди , принадлежащие разным эпохам : дорев. и постревол. , во-вторых - люди , принадлежащие разным соц. классам : мещанство и купечество , в-третьих - это просто люди , чьи недостатки высмеивает М. Для док-ва сатиричечн. этих образов М. применяет большое кол-во худ . приемов: гипербола ,метафора ,сравнение ,несовместимость или упоминаемых вещей , особый лекс. строй языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв-ва М. , так и худ. образов ,им используемых . Служит док-вом многогранности и гениальности тв-ва М.