Страница: [ 1 ]  2  

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это самое крупное произведение поэта, самое известное, оно в наибольшей степени повлияло на развитие русской литературы.
Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831).Это самый плодотворный период творчества Пушкина. То обстоятельство, что поэт работал над "Евгением Онегиным" долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал.
"Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах", писал Белинский.
Почему роман в стихах? Стихотворная форма намного сильнее воздействует на читателя, чем проза, красота повествования достигается за счет строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность.
Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни пушкинского времени". По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие "энциклопедия", вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось "томов премногих тяжелей". Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы.
Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей и подробностей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые, на первый взгляд, вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания и образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и "наука страсти нежной", разные лики русской природы и трагедия Наполеона перед пылающей Москвой. Кое-что Пушкин бросает вскользь, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя. Но, повторив вслед за Анной Ахматовой слова о Пушкине - "авторе незаменимых слов", - согласимся, что в картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, всё важно и существенно.
Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал Белинский, "отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития". Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, тем не менее несут разную содержательную нагрузку: Онегин - типичный петербуржец , получивший традиционное воспитание и, несмотря на яркую индивидуальность, ведущий традиционный для своей среды образ жизни. Ленский - поэт, романтик, который "из Германии туманной привез учености плоды". Татьяна, "русская душою", - самобытная и сильная женская натура, впитавшая тем не менее все "привычки милой старины". Ольга - почти дитя природы, если бы не ограниченность и пошлость того круга, к которому она принадлежит. Только соединив в романе судьбы героев, заставив их взаимодействовать, автор и мог дать обобщенный портрет русского дворянства начала XIX века. Все впечатления своей собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев.
Впрочем, подробности жизни главных героев не могут ускользнуть даже от самого невнимательного читателя, но ими далеко не исчерпывается энциклопедичность романа.
Уже в первой главе, целиком посвященной Онегину, мы узнаем и о репертуаре русского театра ("Волшебный край! Там в юны годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин...", и Озеров, и Катенин, и Корнель...), и о труде разносчика, извозчика, и об Адаме Смите, книгами которого увлекается главный герой, и об импорте в Россию ("Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный, что по Балтическим волнам за лес и сало возят к нам"), и о многих мелочах быта, без которых нельзя считать исторически точным изображение жизни в ее многоликости.
Быт поместного дворянства написан не менее подробно и точно:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь...
Однако не только мать Татьяны представлена в романе так подробно, но и все окружение Лариных, причем не только соседи помещики, но и крестьяне, быт которых во многом совпадает с бытом хозяев:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
У них на масленице жирной
Водились русские блины …
Наивность и простота сельского быта трогают душу поэта, но вовсе не вызывают у него сентиментальных восклицаний и не заслоняют от Пушкина всей косности и неподвижности этой размеренной жизни.
А кроме Петербурга и деревни, есть еще Москва, которая входит в сюжет романа прежде всего как ярмарка невест, куда везут Татьяну. Но автор расширяет сюжетные рамки, напоминая читателям о подвиге Москвы в 1812 году:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе ...
Но и этого мало. Пушкин создает блестящий портрет московского барства, весь проникнутый ассоциациями со знаменитой грибоедовской Москвой. Полагаясь на читателя, который, конечно, вспомнит этот "старый образец", воспетый Грибоедовым, Пушкин укладывает в одну строфу целый слой московского общества:



Но в них не видно перемены,
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец,
Всё белится Лукерья Львовна,
Всё то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...

Пушкин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии.
Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной и без сыновнего чувства поэта к родной природе:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года ....

Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что "Евгений Онегин" - в высшей степени народное произведение", что это "первое истинно национальное русское произведение". Конечно, и чувство родной природы, и стихия русского языка, и природа русского человека с его неудовлетворенностью - все это вместе складывается в единое понятие национальной стихии. И все-таки главное в самом понятии народность, когда мы размышляем над "Евгением Онегиным", - это ясное осознание отличия народности от простонародности. Именно поэтому Белинский был готов услышать, что многие удивятся его мысли о народности пушкинского романа. В эпоху Белинского еще господствовало странное мнение, "будто бы русский во фраке или русская в корсете уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста". Отстаивая свое утверждение, Белинский ссылается и на Гоголя, считавшего, что "истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа".
Безусловно, пленительными, естественными и в высшей степени поэтическими являются в "Евгении Онегине" и сцены Татьяны с няней, которую поэт, конечно же, списал с Арины Родионовны, и описание дворового мальчика с Жучкой в коляске, и знаменитая "Песня девушек", которую должны петь крестьянки, чтобы не есть господской ягоды. Но народность романа не в этих превосходных сценах, или, во всяком случае не только в них, но прежде всего в изображении мыслящего человека и его среды.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образ Онегина в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....смотреть целиком
  2. Две встречи Татьяны и Онегина
    «Евгений Онегин» — произведение о любви. Любовь у Пушкина — высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила...смотреть целиком
  3. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А С Пушкина «Евгений Онегин»
    Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей писателя было показать тип простой, обыкновенной,...смотреть целиком
  4. Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»
    Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево. Пифагор Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались...смотреть целиком
  5. Итак она звалась Татьяна
    В Евгении Онегине отражена не только жизнь дворянского общества, но и душа, ҹувства, мысли самого Пушкина о себе. Они выражены не только в отступлениях, столь живо сопрягающихся с содержанием романа, но и в созданных поэтом образах. Татьяна...смотреть целиком
  6. Онегин 2
    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН — герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них — престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется...смотреть целиком
  7. Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    Образ автора в романе «Евгений Онегин» имеет три грани: автор-персонаж; автор-повествователь; автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни. Из многочисленных лирических отступлений...смотреть целиком