Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев — Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна.

Определяющим в этом разделении является главенствующая роль персонажей в возникновении и развитии любовного чувства. В начале романа мы становимся свидетелями знакомства Евгения и Татьяны. Он — умудренный жизнью, порядком уставший от столичной суеты, вполне уверенный в своей правоте молодой человек. Однако его уверенность, как оказалось, имеет под собой довольно скользкую почву:

* … рано чувства в нем остыли;
* Ему наскучил света шум;
* Красавицы не долго были
* Предмет его привычных дум;
* Измены утомить успели;
* Друзья и дружба надоели…

Все это признаки болезни, которая по-английски называется сплином, а по-русски — хандрой. По словам автора, Онегин спокойно относился к этому состоянию, в том смысле, что

* Он застрелиться, слава богу,
* Попробовать не захотел.
* Но к жизни вовсе охладел.

В это время Онегину представился случай изменить сложившееся положение вещей: отец его умер, оставив после себя огромные долги, а дядя оказался при смерти. Решение Евгения созрело мгновенно: он оставил кредиторам имение отца, а сам переехал в имение дядюшки, находившееся в деревенской глуши, вдали от столичной суеты. Татьяна не была знакома с городской суетой. В ее жизни было два учителя: сладостные романы и народные предания. Увидев загадочного, неприступного Онегина, Татьяна тотчас влюбилась. Еще бы, ведь в ее избраннике « счастливой силою мечтанья » воплотились наиболее романтичные и мужественные герои ее любимых книг:

* Татьяна любит не шутя
* И предается безусловно
* Любви, как милое дитя.

Томимая любовной тоской, Татьяна решается на отчаянный шаг — признаться во всем объекту своего поклонения. Обратимся к письму Татьяны, которое нам нравится уже с первых строчек: у него такое удивительно простое начало. Во второй части письма Татьяна говорит о своих душевных переживаниях, связанных с потребностью в необычном, большом чувстве, с романтической мечтой об идеальном и необыкновенном герое:

* Зачем вы посетили нас?
* В глуши забытого селенья
* Я никогда не знала б вас.
* Не знала б горького мученья.

Девушка, с одной стороны, жалуется, что судьба послала ей возмутителя ее душевного спокойствия, но, с другой стороны, поразмыслив о своей возможной судьбе («По сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать»), Татьяна решительно отбрасывает возможность брака с одним из провинциальных женихов, потому что полюбить Петушкова или Буянова она не смогла бы. И Татьяна с неожиданной, быть может, для нее самой откровенностью и смелостью говорит о том, кем является для нее Онегин: он послан Богом, он до гроба ее ангел-хранитель, о котором она уже знала давно:

* Ты в сновиденьях мне являлся,
* Незримый, ты мне был уж мил,
* Твой чудный взгляд меня томил,
* В душе твой голос раздавался.

Но все это происходило отнюдь не во сне, все это было реальностью, ибо когда Онегин первый раз прибыл в гости к Лариным, Татьяна его узнала. Тон письма становится более задушевным и доверительным. Все, что есть лучшего в ней, Татьяна переносит на своего избранника. И еще одна немаловажная деталь: Татьяна воспринимает Онегина как защитника. Здесь, в родной семье она себя чувствует одиноко, ее никто не понимает:

*
Но так и быть!
*
Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
*
Перед тобою слезы лью,
*
Твоей защиты умоляю.

Получив послание Татьяны, Онегин был тронут ее искренностью, нежностью, но в глубине души он боялся, что не оправдает этих трепетных надежд. Заметим: на мгновение в нем вспыхнуло чувство, отдаленно напоминающее любовь, но оно тут же угасло. Эгоизм и индивидуализм Онегина, так ясно проступившие в первом объяснении героев, упоминаются поэтом еще в эпиграфе к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал»сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого». Дальнейшие события романа свидетельствуют о том, что эти качества стали преобладающими в характере Онегина. Непонятная злость толкает его на предательство друга. Дуэль с Ленским становится поворотным этапом в судьбе и Онегина, и Татьяны.

Изменился ли Онегин за время своих странствий? Скорее всего, действительно изменился, о чем свидетельствует его письмо и вспыхнувшее с неимоверной силой чувство к Татьяне. Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин теперь видит в любви:

* …Внимать вам долго, понимать
* Душой все ваше совершенство,
* Пред вами в муках замирать.
* Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Но проблема состоит в том, что кардинальные изменения произошли и с Татьяной. Она смиренно переняла правила «игры-жизни» , навязанные ей не столько окружающим ее обществом, сколько человеком, которому она доверяла и которого просила стать своим защитником. Став княгиней, Татьяна осталась той же прежней, бедной Таней, однако она мастерски научилась прятать свои искренние чувства за маской отчуждения и недоступности.

В конце концов Татьяну раздосадовало эгоистическое отношение к ней Онегина, который, как раньше, так и теперь не смог разглядеть ее истинных чувств и достоинств. Как личности, Татьяна и Евгений равны друг другу. Более того, они достойны друг друга, и на этом в значительной мере построен сюжет романа, показывающий их невольное влечение друг к другу. Но, быть может, не следует осуждать автора за то, что их судьбы не соединились. Ведь нашу жизнь составляет не столько ожидаемое, сколько реализованное, — то, что действительно произошло и оставило свой отпечаток в нашей душе, уме, сердце. В этом плане отношения Татьяны и Евгения сыграли большую роль в жизни каждого из героев — у них произошла кардинальная переоценка ценностей и перестановка жизненных акцентов.