Идея высшего предназначения России в истории человеческой цивилизации была популярна еще в XIX веке. Многие крупные мыслители выдвигали теории, согласно которым Россия — страна, отмеченная печатью избранничества. Наиболее близки мне взгляды таких выдающихся деятелей русской общественной мысли, как Ф. Тютчев и А. Блок.

Ф. И. Тютчев декларировал в своем творчестве идею избранничества Российского государства и противопоставлял Русь странам Западной Европы. Политическое мировоззрение автора наиболее полно выражено в статьях «Россия и революция» и «Римский вопрос и папство». По мнению поэта, Россия прежде всего государство христианское. Проникнутая духом смирения и самоотречения, составляющим сущность христианства, Россия противопоставлялась в представлении Тютчева враждебной силе — революции, характеризующейся преобладанием человеческого «я» над божественным началом. Революционные потрясения 1848 года были восприняты Тютчевым как вселенская катастрофа, разрушительная стихия, готовая смести всю цивилизацию. Спасение поэт видел лишь в том, что Россия может стать реальным противовесом «антихристианскому» Западу.

Россия не только христианская, но и православная страна, а православие само по себе олицетворяло для Тютчева высшее начало, залог будущности для России и всего славянства. Поэтому Россия как особый мир с высшим политическим и духовным строем призвана поставить все народы в единственно правильные законы бытия, противопоставить историческую законность революционным действиям, объединить и освободить славянский мир. В стихотворениях Тютчева Россия представляется страной, имеющей столь великое предназначение, что его не в силах понять человеческий разум:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить!

Что же видел Тютчев в реальности? Начавшаяся в 1853 году Крымская война повлекла за собой не возникновение «Великой греко-российской восточной империи», за которую ратовал поэт, а военное и дипломатическое поражение России. Развитие революционных теорий в обществе сеяло в людях тот хаос, который поэт считал свойством западных цивилизаций. По иронии судьбы именно Россия стала государством, пережившим самую чудовищную в истории человечества революцию.

Новый взгляд на культуру и предназначение России видим мы в философии А. Блока, поэта, ставшего свидетелем катаклизмов, которыми была проникнута история Руси начала XX века. По мнению этого мыслителя, для понимания сущности России необходимо учитывать, что русский народ совмещает в себе европейское и азиатское начала («Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы...»). Что же такое азиатская цивилизация? Это воплощение стихии, неуправляемой и безграничной. Предназначение России заключается в том, что она призвана спасти Запад от стихийного захвата Востоком.

Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Осознание особой миссии России в творчестве А. А. Блока неразрывно связано с его представлениями о революции, которая воплощает эту стихию, в ее столкновении с силами цивилизации. В результате своего рода вселенской катастрофы Россия родит «третью правду» и откроет ее всему человечеству.

Мысли Ф. И. Тютчева и А. А. Блока близки мне потому, что я так же, как они, считаю, что Россия занимает исключительное место в истории человечества и что связано это именно с географическим положением нашей страны и особенностями ее национальной культуры. Природа русского народа двойственна, она соединяет в себе глубочайшее воплощение христианства (православия) и древних традиций язычества. Соединение двух несовместимых религиозных начал неизбежно порождает внутренний конфликт, приводящий к трагичным последствиям. Любая теория, идея, будучи привнесенной на российскую почву, неизбежно искажается, приобретая гипертрофированный характер и черты, не свойственные ей изначально. А потому история России зачастую дает возможность другим государствам наблюдать за ходом непредсказуемых «экспериментов», которые демонстрируют сильные и слабые стороны любых преобразований в наиболее откровенной форме.

К примеру, история русской революции, тоталитарного государства, на мой взгляд, способствовала развитию демократизма во многих странах, которым не пришлось самим пройти тем путем, который прошла наша страна. Более того, можно предположить, что Россия, которая долгие годы жила стремлением привнести идеи своей революции в другие страны, пришла к прямо противоположному результату. Почему? Не было ли в этом печати того фатального предопределения, которое позволяет нам объяснить «необъяснимое» в историческом процессе?

С другой стороны, история действительно показывает, что Россия предотвратила в свое время татаро-монгольское . нашествие, позволив Европе сохранить свою цивилизацию в чистом виде. Россия заплатила за это долгими годами фактического порабощения, трансформацией собственной культуры. На мой взгляд, это можно расценивать как воплощение страдания, сходного со страданиями Христа за все человечество. Сходную ситуацию мы наблюдаем и сейчас. Россия по-прежнему остается страной, которая сдерживает экспансию мусульманства, препятствуя распространению его влияния на Западную Европу.

Задумаемся, почему так тяжела судьба нашей родины, почему долгие годы русский народ не может разрешить те противоречия и проблемы, которые, как порой кажется, требуют немедленного разрешения? Видимо, объяснить это может только теория жертвенной миссии России, ибо ее историческое предназначение — это тяжелый крест, который несли и будут нести наши соотечественники.

Закончить рассуждение о высшем назначении России мне хотелось бы словами Блока, которые, наверное, могли бы стать своеобразным итогом любых споров о судьбе нашей страны:

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакреона» (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!
(«Стансы Толстому», 1819)

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья

так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в стихотворении «К морю» (1824) появляется яркий романтический символ - океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана. Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые
Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я
пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели. В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения. Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором повествует о «древе яда» - анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы». Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.