Цель: совершенствовать письменные речевые умения, а также навыки работы с текстом произведения; развивать ассоциативное мышление и расширять литературный диапазон.

Мы взрослых за то презираем,

Что скучны и серы их дни.

Мы знаем, мы многое знаем того,

Что не знают они.

М. Цветаева

ХОД УРОКА

I. Постановка целей и задач урока

II. Работа над темой урока

(С привлечением материала, подготовленного учащимися дома.)

1. Текстуальная работа

В главах XVI–XXVI найти и выписать цитаты, характеризующие «планету людей» — Землю и те законы, по которым эти люди живут:

1) «среди людей тоже одиноко» (Змея);

2) «…их [людей] носит ветром. У них нет корней» (маленький цветок в пустыне);

3) «нет в мире совершенства» (Лис);

4) здесь не ценят уникальности (множество роз в саду) и забывают о том, что «ты… в ответе за тех, кого приручил» (Лис);

5) люди верят словам, но «слова только мешают понимать друг друга» (Лис);

6) люди в поездах «спят в вагонах или просто сидят и зевают» (стрелочник);

7) «Их [людей] глаза слепы. Искать надо сердцем» (Маленький принц);

8) «У каждого человека свои звезды… Но для всех этих людей звезды — немые» (Маленький принц).

Итоговый вывод: каков же «портрет» обитателей «планеты людей»?

2. Слово учителя с элементами беседы, заданиями и комментариями

— Первая встреча героя с миром взрослых состоялась во время его путешествия.

Итак, перед нами — «портрет» взрослого населения Земли, и, надо сказать, получился он малопривлекательным. Маленький принц дипломатично оценивает взрослых так: «Странный народ эти взрослые».

Что же, с точки зрения взрослых, является показателем здравомыслия человека? (Умение поддержать разговор «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», занятия различными «серьезными делами» — а что это с точки зрения взрослого человека?)

Найдем слова Маленького принца, который с горечью характеризует неумение взрослых воспринимать подлинную Красоту. («Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе его представить. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков» — и тогда они воскликнут: «Какая красота!») Это ли не нравственная пропасть, духовный тупик?

3. Обращение к эпиграфу урока

Чтение строк М. Цветаевой и попытка ответить на вопрос: Чего же не знают взрослые, но знают дети? (Что мир очень разный; что фантазия и мечта окрыляют и не дают погрязнуть в рутине и обыденности; что… что еще?..)

4. Продолжение слова учителя

— Хотя, конечно, не все взрослые не способны «увидеть» слона, проглоченного удавом. Лучшее доказательство этому — Леон Верт, которому посвящена книга, да и сам А. де Сент-Экзюпери, ведь произведение это, если можно так выразиться, автобиографическое.

5. Попытка определения темы и основной мысли сказки

«Маленький принц»

(Неужели это пресловутая проблема «отцов и детей»?..)

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание

Для всех учащихся — выписать в тетрадь 5–7 афоризмов из сказки, смысл одного из них письменно объяснить.

Индивидуальные творческие задания:

1) Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») и слов Е. Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено».

2) Ответить на вопросы: почему встреча автора с Маленьким принцем состоялась в пустыне; чему научило Маленького принца пребывание на Земле; в каких афоризмах заключаются эти уроки?