ЛУИЗА МИЛЛЕР (нем. Luisa Miller) — героиня мещанской трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь» (1782-1784), дочь городского музыканта, скромного бюргера с небольшим достатком. Она непосредственна, умна, обладает чувством собственного достоинства, унаследованным от отца. Л.М. полюбила Фердинанда, аристократа, сына президента, первого министра, не по расчету, а по велению сердца, оценив душу молодого человека. «Множество юных чувств распустилось у меня в сердце, подобно тому как весной из земли вырастают цветы» — так восторженно говорит она о своей любви к Фердинанду. Но счастье Л.М. не суждено: президент задумал женить сына на фаворитке герцога, первого лица в маленьком государстве, леди Мильфорд. Фердинанд непреклонен, и жертвой интриги президента оказывается беззащитная девушка. Л.М. попадает в конфликт, близкий драматургии классицизма: между долгом перед отцом и чувством любви к Фердинанду. Секретарь президента заставляет написать Л.М. любовное письмо подставному лицу — ничтожному маршалу фон Кальбу, иначе отец будет заключен под стражу. Дочерний долг побеждает, Фердинанду подкидывают письмо, и тогда он решает покарать Л.М. смертью, а потом покончить с собой. Узнав, что в стакане с лимонадом был яд, всыпанный рукой Фердинанда, Л.М. признается, что ее заставили написать письмо и сделали это по приказу президента. Умирая, она жалеет Фердинанда: «Более несчастного существа, чем ты, нет ни на небе, ни на земле». Образ Л.М. высоко оценивался критикой, воспринявшей трагедию как социальную; в театральных воплощениях социальный пафос часто приглушался: на первый план выходила трагедия обманутого доверия, растоптанной любви, и Фердинанд, не поверивший любимой, обвинялся в некоторых сценических трактовках едва ли не больше, чем президент. Роль Луизы успешно играла любимая актриса Гете Христиана Нейман. На сюжет трагедии написана опера Д.Верди, названная по имени героини «Луиза Миллер» (1849). Такое же название поначалу предполагал и Шиллер, но потом отказался от него по совету актера Иффланда.

Лит.: Аникст А.А. Драматургия Шиллера в период «бури и натиска» // История западноевропейского театра. М., 1957. Т. 2; Либинзон 3. «Коварство и любовь» Шиллера. М., 1969.