Я всегда был уверен и не разубеждал, что даже самый маленький рассказчик может заключать в себе огромный смысл, волнения и трепет автора. \"Донские рассказы\" не стали исключением. И здесь я нашел о, что и ожидал увидеть, а именно, настоящую жизнь, реальность и взволнованный голос автора. Написание рассказов совпало с тяжелым для нашей родины революционными и послереволюционными годами.

И поэтому вполне очевидно, что Шолохов, насмотревшись крови, боли и страданий русского человека, будет стараться как можно реалистичней и красочней нарисовать ту ужасную картину, пожалуй, самое страшное, что только может быть, когда братья славяне убивают друг друга. Когда отец и сын могут оказаться по разные стороны \"баррикад\". И позицию автора я полностью разделяю и вместе с ним считаю, что этого не должно быть. Вот почему \" Донские рассказы\" для меня были наиболее интересны, потому что взволнованный голос автора слышится нам на протяжении многих страниц его рассказов. Из всего многообразия Шолоховских рассказов я остановил свое внимание на \"Мягкотелый\".

Написан он был в 1927 году, в послевоенные годы, в период установления новой власти. И здесь мы не найдем кровавых сражений и сцен, но я нашел ту тему, с которой у автора связаны наиболее страшные переживания. Это тема взаимоотношений между родными людьми. Действие здесь уже происходит в годы после гражданской войны, когда, казалось бы, жизнь по нему стала налаживаться, новая власть, новые мышления народа. Но все еще действовал такой орган как ГПУ, который занимался розыском людей, которые, как считало государство, были вредны для общества, то есть, люди, служившие на стороне белых. Главный герой – Игнат Ушаков, как раз один из членов этого органа. Человек, который верен новый власти и свято верит \"новое\" будущее, для достижения которого и честно, и добросовестно выполнял свою работу.

И автор ставит его в сложнейшую ситуацию: выбор между преданностью Родине и верностью своим родственниками. Смысл рассказа, всю остроту и напряженность событий, всю сложность взаимоотношений Шолохов раскрывает встречей и дальнейшими диалогом Игнат со своим двоюродным братом Владимиром. Даже мастерство автора буквально захватывает: Игнат узнает о том, что его брат служил в контрразведке у белых. И перед ним возникает сложнейший психологический вопрос и выбор. По роду свое деятельности он обязан сдать его, но, с другой стороны, этот человек его кровный родственник.. и Игнат сделал свой выбор:

- Вот что, Владимир… Я решил умолчать – Спасибо…

- Надеюсь, этим исчерпан наш разговор? – Спасибо, Игнаша!..

Я знал, что ты не станешь Иудой…. Это тишь кульминация их диалога. Игнат все таки отдал дань родственным связям и не стал докладывать о Владимире…

Мне кажется, что позиция Шолохова здесь так же неоднозначна, как и сам выбор. С одной стороны, он осуждает Игната, называет его «мягкотелым» (откуда и название рассказа), но, с другой стороны, он чем-то оправдывает своего героя. И по взволнованный голос не может определиться, кто прав, кто а виноват. И мне кажется, Шолохов оставил Ушаков на обсуждение читателя. Ведь концовка рассказа остается открытой. Неопределенность позиции автора еще более усиливается со словами Владимира: «В наше время не только двоюродному брату, но и отцу родному доверять нельзя».

Что касается меня, то я полностью поддерживаю Ушакова. На его месте я поступил бы точно так же, я считаю главное – это семья, ведь именно семья всегда и в любой ситуации тебя поддержит, может и направит на путь истины, чего не всегда можно ждать от нашей власти… Вот таким «взволнованным голосом» Михаил Шолохов написал рассказ «мягкотелый» и таким же голосом говорит нам о том страшном времени, о том, как не должно быть и заставляет нас задуматься над этим.

Похожие сочинения

  1. Гуманистическая тема рассказа М.Шолохова "Судьба человека"
    Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов – одна из ведущих в литературе XX века. Однако авторы раскрывают эту тему по-разному: сначала акцентируя внимание на героизме русского народа, на его подвигах в этой войне, позже, уже в послевоенные...смотреть целиком
  2. Публицистика военных лет в творчестве Шолохова
    Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как...смотреть целиком
  3. Шолоховские пейзажи
    Шолоховские пейзажи помогают не только передать движение времени. Часто они — одно из средств описания внутренний мир героев, созвучны их настроениям, переживаниям. Так, описание одиноко стоящего и безлюдной степи могильного кургана перекликается с...смотреть целиком
  4. Творческий путь писателя — Михаил Шолохов  Новое!
    Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александровиҹ Шолохов родился на Дону в тысяҹа девятьсот пятом году. Он стал свидетелем...смотреть целиком
  5. Мастерство изображения природы
    Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит. Старинные казачьи песни Природа тихого...смотреть целиком
  6. Фразеологические обороты в романе М. А. Шолохова  Новое!
    Семантика фразеологизма во многом зависит от его структурной организации. Одни фразеологизмы образуются по схеме словосочетания (фразеологические обороты взяты из контекста): свернуть голову1, за милую душу, спустя рукава, хоть бы что, с часу на час,...смотреть целиком
  7. Раскулачивание по Шолохову — узаконенные насилие и вседозволенность  Новое!
    В “Поднятой целине” изображен важнейший момент в жизни нашей страны — коллективизация, когда донское казачество вместе со всем трудовым советским крестьянством переходит к новой коллективной, социальной жизни. В центре романа стоят люди двух резко противоположных...смотреть целиком