Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями пе­риодов в истории нашей страны — времени Первой миро­вой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков, жителей одного из множества хуторов «Обдонья» (Подонья), в пер­вую очередь семьи середняков Мелеховых.

Творчество Шолохова приходится на ту эпоху, когда су­ществовал социальный заказ на произведения — гимны ре­волюции и коммунистическим преобразованиям в жизни лю­дей после 1917 г. Шолохов не мог обойти вниманием этот со­циальный заказ, в его творчестве центральное место занима­ют произведения, затрагивающие строительство социализ­ма в Советской России («Поднятая целина» и т. д.). Выпол­няя заказ, писатель, однако, не пожелал идти против правды жизни. Благодаря этому «Тихий Дон» вырос за узкие рамки «гимна», в романе нашли отражение как светлые, так и тем­ные стороны действительности. Автор без излишней идеали­зации, без прикрас дает хронику событий, сравнивает новые и старые порядки. Шолохову удалось добиться редкой правдивости в рассказе о революции. Народ в 1917 г. больше не мог жить по-старому, переворот надвигался с неизбежностью. Власть была безумно далека от народа и, не желая понимать законов истории, утешалась мистическим толкованием про­изошедших в стране перемен. Возврат к прежним порядкам был не возможен, революция сильно изменила людей. Даже «верхи» осознали, что они уже не те. И только политическая недальновидность мешала им принять и здраво оценить пере­ворот — недальновидность, корни которой уходили в кичли­вость, самодовольство, тщеславие, приверженность барским замашкам, застилавшие глаза белым офицерам и генералам.

Революция означала крушение вековых устоев и раз­рушение связей в обществе, за счет которых прежде суще­ствовал народ. Очень и очень многим было трудно понять и принять новую действительность. Большевики пообеща­ли людям счастье, но бытовавшие в массах представления о «мужицком рае» нередко шли вразрез с коммунистиче­ским учением. В результате столкновение простого народа с новой властью неотвратимо надвигалось. Люди требовали справедливости и равенства без белой и без красной власти.

Большевики в своем порыве переделать мир не поже­лали учесть человеческий фактор, люди стали для партии строительным материалом. Против такого отношения к на­роду выступает Шолохов. Конец романа не случаен: автор выступил за общечеловеческие ценности, за право каждо­го на счастье. Шолохов мечтал о «социализме с человече­ским лицом». Эти мечты и борьба нашли воплощение в «Ти­хом Доне» — романе, который исполином возвышается сре­ди прочих произведений социалистического реализма.