Нравственный выбор... Нет, пожалуй, в мире человека, который бы его не делал. Выбора между плохим и хорошим, добрым и низким... Не избежал этой дилеммы и Григорий Мелехов - главный герой романа «Тихий Дон». От многих других казаков отличает Григория благородное, чистое отношение к женщине.
Вот произошел в армии гнусный эпизод, от которого все внутри переворачивается. Казаки, истосковавшиеся по женскому телу и физической любви, поймали молоденькую женщину и пустили ее по кругу, причинив ей боль и физическую, и душевную. Один только Григорий не принял участие в этом хамском изнасиловании, один только он, единственный, пришел в ярость от этого поступка.
«Один из казаков, не глядя на товарищей, криво улыбаясь, отошел к стене, уступая место очередному. Григорий рванулся назад и побежал к дверям...»
Но его догнали у самых дверей, начали избивать. Но Григория умел постоять за себя: «разорвал на одном гимнастерку, успел ударить другого ногой в живот». Однако в конце концов ему связали руки, но его подмяли, так же, как Фране, замотали голову попоной, связали руки и молча, чтобы не узнал по голосу, понесли и кинули в порожние ясли. Давясь вонючей шерстью попоны, Григорий пробовал кричать, бил ногами в перегородку. Он слышал перешепоты там, в углу, скрип дверей, пропускавших входивших и уходивших казаков. Минут через двадцать его развязали».
Григорий делает выбор в пользу нравственности и тогда, когда, в отличие от брата своего Петра, гнушается отнимать на правах победителя что-нибудь, что пригодится в хозяйстве. «Грабеж на войне всегда был для казаков важнейшей движущей силой. Григорий знал об этом и по рассказам стариков о прошлых войнах, и по собственному опыту». «Но к Григорию как-то не привилось это, - он брал лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам. Особенно отвратительным казался в его глазах грабеж своих же казаков. Сотню он держал жестко. Его казаки если и брали, то таясь и в редких случаях. Он не приказывал уничтожать и раздевать пленных. Чрезмерной мягкостью вызвал недовольство среди казаков и полкового начальства». Другие грабят без колебаний, но только не Григорий. Ему противно обирать слабых. Какая-то врожденная порядочность не позволяет ему отбирать у людей что-то. И он гневно, яростно обрывает своего отца Пантелея Прокофьевича, который приводит ему в пример тех, кто заботится о семье и хозяйстве, пользуясь властью оккупантов. Сложно сделать Григорию выбор между Натальей и Аксиньей. Крепка, нерушима любовь его к Аксинье, Степановой жене. Ради нее, родимой, переступил Григорий свою казачью гордость, самолюбие казачье и поступил в батраки. Обижает он, конечно, обеих женщин этими своими колебаниями, ибо любовь к нему и Аксиньи, и Натальи сильна и неколебима.
Но Григорий по-своему любит и Наталью, мать своих детей. Да и как можно не любить чистую, тон кую, беззаветно преданную ему Наталью?
И Григорию суждено стать виновником смерти Натальи. Не перенеся очередной измены Григория, решила молодая женщина не иметь от него больше детей, отправилась к бабке. Избавила бабка Наталью от нежеланного плода, но и Наталья жизнью поплатилась: умерла, истекая кровью. Всю жизнь камнем будет лежать на сердце Григория смерть жены...
Колебания Григория между «красными» и «белыми» -своего рода поиск Григорием правды. И выбор он в конечном итоге делает в пользу нравственности, ибо нет правды ни на стороне красных, ни на стороне белых, поскольку ненавистна Григорию классовая борьба, являющая собой кровь, насилие, жестокость. Его выбор -в пользу другой жизни, состоящей из таких понятий, как мирный сельский труд, большая дружная семья, любовь и дети.
Переходя то к белым, то к красным, Григорий не может найти своё настоящее место. Но хочет вырваться из водоворота военных событий: вместе с Аксиньей бежит из родного хутора на Кубань, что бы начать там новую жизнь. Но в пути гибнет Аксинья, и Григорий, совершенно надломленный, возвращается домой. "...Сбылось то многое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.... Это было всё, что осталось у него в жизни..." В образе Григория Мелехова ярче всего проявилось характерное для Шолохова стремление не упрощать жизнь, а показывать её всей сложности и противоречивости.
У него нет примитивного деления людей на "плохих" и "хороших"; он показывает, что и человек с хорошими качествами - честный, принципиальный, мужественный -может совершать преступление против народа, если его сознание опутано ложью.
«Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Похожие сочинения

  1. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»
    Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц. Роман отмечен также сложными и яркими женскими судьбами. Образ Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки,...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Аксиньи Астаховой в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
    Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат...смотреть целиком
  3. Психология человека на войне (М. Шолохов и Л. Толстой)
    Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой...смотреть целиком
  4. Тихий Дон, в сокращении
    Все произведения в сокращении этого автора Тихий Дон Поднятая целина По окончании предпоследней турецкой кампании казак Прокофий Мелехов привел домой, в станицу Вешенская, пленную турчанку. От их брака родился сын, названный Пантелеем, такой же смуглый...смотреть целиком
  5. Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    «Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии...смотреть целиком
  6. Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А.Шолохова "Тихий Дон")
    Михаил Александрович Шолохов в своих произведениях повествует о самых страшных и трагических моментах истории России ХХ века. Величайшим злом, по мнению писателя, является гражданская война. Это трагедия народа. Она губительна для обеих сторон, приносит...смотреть целиком
  7. Нравственные мучения Григория Мелехова
    Время изменило отношение ко многим историческим событиям, и литературные персонажи, участники гражданской войны в России, как бы с высоты нашего времени оцениваются уже не так прямолинейно. И тем не менее Григорий Мелехов, главный герой романа М: Шолохова...смотреть целиком