Проблему человеческого, гуманного начала в каждом разумном существе показал на сатирическом примере младших по разуму братьев человеческих великий сатирик девятнадцатого века М Е Салтыков-Щедрин
В сказках ME Салтыкова-Щедрина мы встретим всех щедринских героев, образы которых столь типичны для эпохи писателя Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры и угнетатели («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Орел-меценат»), здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды («Ворон-челобитчик», «Путем-дорогою»)
Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов, торжество человеческого, истинно высоких качеств человеческой души, и эта вера освещает горестные страницы его сатиры Подобно Некрасову, Салтыков-Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких писательских кругов И создания великого сатирика достигали своей цели они будили мысль, воспитывали революционное сознание широких народных масс Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются истинной народностью Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал фольклорные сюжеты новым революционным содержанием В мир народного творчества Салтыков-Щедрин вводил злободневные политические темы и с помощью традиционных, привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности Мастер эзоповых речей в своих сказках, написанных в основном в годы жесткого цензурного контроля, широко использует прием иносказания Как и в басне, под видом животных и птиц изображаются представители различных общественных классов и групп Рассмотрим несколько сказок, наиболее полно отражающих тему народа в изображении Салтыкова-Щедрина
Сказка «Дикий помещик» - произведение, направленное против общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по самой своей сущности Уже начало вводит нас в сказочный мир («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был » Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни Жизнь за счет народа превратила помещика в паразита Одичание его свидетельствует о том, что народ - созидатель и материальных, и духовных ценностей Мужик - это и есть истинный «поилец и кормилец» Без него исчезнут не только материальные ценности, но придет в упадок и культура Но горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу, так как он безропотно терпит притеснения со стороны помещиков
Эту горькую ироническую мысль о народной покорности Салтыков-Щедрин развивает в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» В этой сказке сатирик изображает неразвитой дух народного самосознания на примере истории, в которой мужик сам вьет веревку, с помощью которой генералы привязывают его к дереву, чтобы «лежебока-тунеядец не убег» Несмотря на это, мужик обрисован автором с теплотой и любовью Он изображен добрым, сильным, трудолюбивым, прямым, но и насмешливым по отношению к генералам он ни на секунду не теряет чувства собственного достоинства О мужике этом писатель говорит с симпатией, другое дело - о генералах Они тупы и ленивы, а также невероятно самонадеянны, искренне полагая, что не мужик их кормит, а сами они кормятся Так, Салтыков-Щедрин хочет донести до народа мысль о том, что ждать от эксплуататоров улучшения жизни бесполезно угнетение в классовом обществе - это закон жизни
Итоговым гимном трудовому народу, единственному носителю человеческого лица в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина стала сказка «Коняга» Образ Коняги - это обобщенный символ крестьянской России, вечно трудящейся и измученной угнетателями Коняга - это источник жизни для богатого сословия Салтыков-Щедрин, может быть, единственный из писателей-современников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, крестьянского труда и даже деревенской природы И жизнь, и труд, и природа открываются ему через вековые страдания мужика и Коняги В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание, но глубокое понимание той безмерной трагической безысходности жизни, которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги Казалось бы, речь идет о самом насущном корм, борозда, работа, обожженные солнцем плечи, разбитые ноги Мера страданий народа, определяемая духовным, нравственным потенциалом самого писателя, вырастает до вселенских масштабов, не подвластных времени В сказке задается вопрос кто освободит силу, таящуюся в народе, из плена? Двум существам выпала на долю эта задача мужику да Коняге И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле так и не выдало той сказочной силы, которая освободила бы от уз мужика и исцелила бы Конягу Сам Коняга никогда не ест досыта, хотя именно благодаря ему на полях растет хлеб Удел Коняги - это вечный изнурительный труд
Таким образом, мысль о необходимости пробуждения народного сознания, поисков правды, нравственной ответственности человека за жизнь проходит через все сказки Салтыкова-Щедрина, посвященные положению русского крестьянского народа В сказках Щедрина за привычными образами угадывается глубокое, но скрытое значение А аллегорические концовки сказок выражают самые заветные мечты автора и ожидания народные, а также вечный вопрос великого писателя когда же поймет русский народ, что свое право на такую жизнь он отстаивает слишком пассивно, не прилагая должных усилий И когда же наконец проснется и восторжествует человеческое начало в зверином обличье сильных мира сего

Похожие сочинения

  1. Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне)
    Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Нравственной проблематикой, темой выбора...смотреть целиком
  2. Письмо бабушке
    Здравствуй, дорогая бабушка! Солнечный привет шлём мы тебе из города Сочи! Хорошо бы узнать, как твоё здоровье? Как здоровье дедушки? Прости, что долго не писала. Как там поживают твои барашки, котёнок Вася, пёс Дозор? Вы, наверное, очень...смотреть целиком
  3. "Мужество есть великое свойство души народ, им отмеченный, должен гордиться собою"
    Тему истинного мужества нельзя раскрыть ярче, чем на примере военной прозы времен Великой Отечественной войны Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий...смотреть целиком
  4. Размышление о чести и совести
    Я не сам ли выбрал час рожденья... Век и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод? М. Волошин Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни....смотреть целиком
  5. "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его"
    Пример истинной любви, возвысившей разочарованного и озлобленного человека, видим мы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» в отношениях главного героя романа Родиона Раскольников а и любящей его Сони Мармеладовой И именно Соня, ее всепрощающая...смотреть целиком
  6. Пригородный поезд дальнего следования ("Москва-Петушки" В.Ерофеева)
    В истории русской литературы второй половины XX века Венедикту Ерофееву по праву принадлежит видное место. Он открыл новый язык, новую реальность, нового героя и новый слой в словесности брежневской эпохи. Поэма “Москва — Петушки” была написана в 1970-м...смотреть целиком
  7. Я – сын своего народа
    Ни один философ не может точно сказать, когда к человеку приходит ощущение принадлежности к своему народу. И разве возможны здесь обобщения? Наверное, нет. Но все тропинки ведут в детство. Мне было всего три года, когда была провозглашена Независимость...смотреть целиком