Идейно-художественное развитие со второй половины XIX века во многом определяла революционно-
демократическая эстетика. Ее основы были заложены еще Белинским. По мнению Н. Г. Чернышевского, искусство —
это проявление реальной человеческой сущности, «прекрасное есть жизнь».
Функция искусства должна содержаться не только в объяснении и в воспроизведении жизни, но и в вынесении
«приговора о явлениях ее».
Основным художественным направлением того времени являлось искусство критического реализма. Искусство
было тесно связано с идейными исканиями. Его отличием была повышенная социальная активность.
Литература и искусство очень близко подошли к отображению реальной жизни.
В середине XIX столетия буржуазные реформы были рубежом в социально-экономической жизни России. Они
обозначили начало капиталистического периода. Общественно-демократический подъем, определявший идейную
атмосферу в обществе, канун буржуазных реформ и первые годы после отмены крепостного права, определили
некоторые новые черты историко-культурного процесса.
В России были созданы великолепные произведения, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
культуры в пореформенную эпоху.
Именно в художественности, высокой нравственности и демократической направленности состояла сила
русского искусства.
Литература пореформенного периода представляла собой яркое созвездие великих имен. В эти годы
создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую
эпоху.
Именно в художественной литературе нашли отражение социальные проблемы пореформенного времени.
Характерным для произведений русских писателей тех лет был дух обличительства, критическое отношение к
действительности. Литература стремилась найти пути борьбы со злом. Вот только пути эти по-разному понимались:
одни считали, что в нравственном усовершенствовании человека лежит избавление от социальных
несправедливостей, другие призывали к борьбе против них.
Русская литература всегда отличалась демократизмом.
В первой половине XIX века на общественно-культурную жизнь России огромное влияние оказали два события в
стране: Отечественная война 1812 г. и движение декабристов1825 г.
Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Они повлияли на политику
правительства в сфере культуры.
Важный этап в развитии национального самосознания произошел в 1812 году. Интерес к собственной истории
связан с ростом национального самосознания.
Карамзин является первым историком, которого стала читать публика. «История государства Российского» Н.
М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г., стала фактом огромного культурного значения.
Романтизм в первых десятилетиях XIX века является основным направлением в художественной литературе.
Произошел он в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Суть романтического искусства заключалась в
стремлении противопоставить реальную действительность обобщенным идеальным образом.
У русского романтизма особенно был ярко выражен интерес к национальной самобытности, отечественной
истории, утверждение сильной, свободной личности.
Имя В. А. Жуковского тесно связано с русским романтизмом. Благодаря его балладам русская поэзия обрела
«душу и сердце».
Как писал Белинский, его баллады составили «целый период нравственного развития нашего общества».
Одна из проблем национальной культуры, в частности литературы, — народность художественных
произведений, эволюция самого этого понятия.
В этот период народность отожествлялась с особенностями укладами жизни, быта, костюма. Развитие
художественной культуры в последние предреформенные десятилетия характеризовалось движением от
романтизма к реализму. Такое движение связано в литературе с такими именами, как Лермонтова, Пушкина, Гоголя.
Характерной чертой романтической поэзии является чувство борьбы «за угнетенную свободу человека».
В период романтического движения были заложены основы русского исторического романа.
В этот период формировалось понимание народной культуры и национальной самобытности. В период
романтического движения поэты впервые познакомили русского читателя с произведениями современных
западноевропейских и античных писателей. Например, талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона,
Шиллера был Жуковский.
Прекрасно написал Гоголь об огромной роли Пушкина в художественно литературе: «При имени Пушкина тотчас
осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное
явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Развитие Пушкина формировалось в период становления дворянской революционности. Поэзия Пушкина
относится с периода Петра I до декабристов.
Роман «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом, «в высшей степени народным
произведением». Роман был опубликован в 1833 г.
Главной темой в этот период становилась судьба крепостного крестьянина. А. Н. Островский открыл читателю
новый невиданный ранее мир русского купечества, «творение чисто русского, национальное, выхваченное из
тайников народной жизни».
Творчество М. Ю. Лермонтова было важной вехой на пути романтизма к реализму. Он отразил в своей поэзии
трудное время, наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Роман Лермонтова «Герой нашего
времени» стал одним из первых произведений литературы критического реализма.
Литература, оставаясь глубоко гуманистической, приобрела характер учительства и сострадательности.
«Маленький человек» с его нелегкой житейской судьбой, был одним из открытий писателей «натуральной школы».
«Мертвые души» Н. В. Гоголя (1809 – 1852) сыграли огромную роль в русской литературе. Роман является
одним из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.
Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев и Достоевский (1821 – 1881). Тургенев в
своем романе «Отцы и дети» создал образы новых героев эпохи 60 – 70-х годов. В этот период им были созданы и
другие произведения, которые внесли огромный вклад в художественную литературу. В своих романах он показал все
самые современные вопросы, которые волновали тогда общество.
Нельзя не упомянуть о великом русском писателе того времени — Достоевском. Главной темой его
произведений стала боль за униженных и оскорбленных, вера в человека. Он выступал против смуты и крови как
средства обновления мира.
Тема народа была главной в творениях Некрасова. В его произведении «Кому на Руси жить хорошо»
выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства.
Творчество Л. Н. Толстого стало вершиной русской литературы XIX века. В своих романах, повестях, драмах,
публицистике он ставил «великие вопросы». Его душа всегда волновалась за судьбу Родины и народа. Роман
Толстого «Анна Каренина» стал одним из острых социальных литературных произведений современности. В романе
Толстой, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям
этого общества.
А. П. Чехов в конце 70-х годов начал свою литературную деятельность в юмористических и сатирических
журналах. Глубокий демократизм, тяга к трудовым людям, непримиримость к буржуазному и власть имущему, вот в
чем заключалось творчество А. П. Чехова. Его рассказ «Палата № 6» произвел огромное впечатление на все
передовое русское общество. В «Палате № 6» Чехов раскрыл всю правду русской жизни.
В 80-е годы развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат. Начинала формироваться
пролетарская идеология. В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы. Это время зарождения
российской социалистической демократии.
Все больше стали привлекать внимание писателей общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно-
психологические проблемы.
В этот период были созданы такие произведения, как «Отцы и дети» Тургенева, «Война и мир», «Анна
Каренина» Толстого, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Достоевского; «Господа Головлевы» и др.
Однако, к сожалению, ушли из жизни крупнейшие русские писатели — Достоевский, Тургенев, Островский.
В художественной культуре рубежа веков отразилась социальная и идейная острота эпохи.
В этот период произошло снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. В искусстве конца XIX века
– начала XX века новые явления были своеобразной реакцией на реализм, который преобладал в художественной
культуре XIX века.
В художественной культуре XIX века возникло декадентство, модернизм.
В эти годы жил и работал Л. Н. Толстой. Его последний роман «Воскресение» был опубликован в 1899 г. В своем
романе Толстой отразил протест против общественного зла и социальной несправедливости. Однако он был против
модернизма в искусстве.
В 90-е годы появились молодые писатели. Появился первый рассказ И. А. Бунина «Танька». Был опубликован
новый сборник рассказов «На край земли» в 1897 г. Этот сборник был посвящен горькой участи крестьян-
переселенцев. Появляются первые значительные произведения А. И. Куприна, например, «Олеся» и «Молох».
Крупнейшими писателями русской реалистической литературы конца XIX в. и XX в. считались Бунин (1870 –
1953) и Куприн (1870 – 1938).
В этот период А. П. Чехов создал лучшие свои произведения. Такие как «Моя жизнь», «Мужики», « Дом с
мезонином», «Дама с собачкой» и многие-многие другие.
А. М. Горький в 90-е годы опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра» в газете «Тифлисский вестник».
Его «Очерки и рассказы» принесли Горькому всероссийскую известность. Гимном молодого Горького было
«безумство храбрых». В своих произведениях он отражал демократические революционные настроения,
распространившиеся в 90-е годы.
В произведениях «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песня о буревестнике» писатель
воспел гордого, свободного человека, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.
«Весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов» — вот как можно охарактеризовать
литературную и культурную жизнь России второй половины XIX – XX вв. Это время к новой еще неизведанной
общественной деятельности. Время горячих стремлений к свету. Небывалое до тех пор стремление общества к
умственному и нравственному обновлению.