Осенью 1815 г. они организуют Арзамасское общество безвестных людей, или «Арзамас». На первом собрании присутствовали В. А. Жуковский, А. И. Тургенев, Д. В. Дашков, Д. Н. Блудов, С. П. Жихарев, С. С. Уваров. В дальнейшем к кружку присоединились П. А. Вяземский, В. Л. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. Ф. Воейков и др. «Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями»,- писал позднее Вяземский.

Название общества имеет довольно случайное происхождение. Среди тех ответов, которые последовали со стороны друзей Жуковского на выпад Шаховского («Письмо к новейшему Аристофану», сатирическая кантата Д. В. Дашкова, «Письмо с Липецких вод», эпиграммы Вяземского), одним из самых острых был памфлет Блудова «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей». Шаховской изображен здесь завистником и гонителем талантливого и кроткого юноши-поэта. В таком непривлекательном виде этот «тучный проезжий» из столицы (Шаховской был очень толст) предстал перед группой собравшихся в арзамасском трактире провинциальных любителей литературы. Заимствуя из этого памфлета название своего общества, «арзамасцы» тем самым противопоставляли себя аристократической, чиновной «Беседе любителей русского слова», для борьбы с которой они и объединились.

Эта непосредственная цель определила структуру, ритуал и общий характер «Арзамаса». Количество его членов было ограничено небольшим числом людей, связанных между собой дружескими отношениями. Президент, т. е. председатель общества, избирался тайным голосованием на каждое отдельное собрание. В качестве места собраний общества допускались не только «чертог», но и «хижина», не только «колесница», но и «салазки». Заседания «Арзамаса» носили шуточный характер. Каждый вновь вступающий в общество обязан был произнести пародийно-заупокойную речь на «отпевании» одного из членов «Беседы». Пародийно-сатирический характер носили и другие выступления на собраниях «Арзамаса». В шутливой форме (иногда в стихах) велись протоколы заседаний (большинство протоколов написано Жуковским). В целях «обновления» «арзамасцы» торжественно отрекались от своих старых имен и принимали новые, заимствованные из баллад Жуковского (Жуковский - Светлана, Вяземский-Асмодей, А. Тургенев - Эолова арфа и т. д.).

Было бы несправедливо не видеть за этими шуточными формами серьезного содержания. Так, красный колпак, который по ритуалу общества украшал голову очередного председателя, был связан с воспоминаниями о Великой французской революции. Свой либерализм «арзамасцы» подчеркивали обращением «граждане». «Арзамас» в целом противостоял реакционной «Беседе» как общество оппозиционно, либерально настроенных людей. Важным свидетельством является запись в дневнике Н. И. Тургенева, сделанная после одного из заседаний «Арзамаса», на котором его участники «отклонились от литературы и начали говорить о политике внутренней». Смысл разговоров Тургенев резюмирует так: «Все согласны в необходимости уничтожить рабство». Правда, это было одно из поздних заседаний «Арзамаса» (в сентябре 1817 г.), когда его состав пополнился некоторыми членами будущего тайного общества декабристов. Но свидетельство Тургенева подтверждает близость «арзамасцев» между собой в их антикрепостнических взглядах. Однако полного единства по вопросам политики в обществе, где состояли Жуковский и Вяземский, где участвовали будущие реакционеры Уваров и Блудов, не могло быть. С течением времени это обнаружилось в полной мере.

Не представлял «Арзамас» и единого литературного направления. Все его члены были объединены борьбой против эпигонского классицизма. Большинство из них поддерживали романтическое направление. Но такие «арзамасцы», как В. Пушкин или Воейков, не стали романтиками в прямом смысле слова. К различным течениям романтизма примыкали и виднейшие поэты «Арзамаса». Так, гражданская поэзия Вяземского глубоко отличалась от камерной поэзии Жуковского и Батюшкова. Самый же молодой «арзамасец», А. С. Пушкин, идейно и творчески развивался в направлении революционного романтизма. Обычная форма заседаний литературных обществ того времени - чтение и обсуждение своих и чужих сочинений - в «арзамасских» собраниях занимала меньше места, чем вышучивание «Беседы». Поэтому все оттягивалось издание задуманного журнала. Да и самые литературные принципы нового общества были сформулированы в проекте устава «Арзамаса» в слишком общих выражениях: «образование общего мнения», т. е. «распространение познаний изящной словесности и вообще мнений ясных и правильных».«Арзамас» возник в самом конце литературного периода, ознаменованного борьбой первых русских романтиков с реакционными архаистами. Но в следующем году «Беседа» прекратила свое существование и, таким образом, исчез непосредственный объект нападений «арзамасцев». Вместе с тем становились все более очевидными бесплодность и эпигонский характер позднего классицизма. Жизнь выдвигала перед литературой новые задачи. Зарождалось движение дворянских революционеров. Среди «арзамасцев» возникают настроения неудовлетворенности характером деятельности общества. Все настойчивее говорится о необходимости издавать журнал. Но у «арзамасцев» не было для этого прочной идейно-политической основы.

В конце 1816 г. в «Арзамас» был принят Н. Тургенев, который скоро почувствовал однообразие, устарелость содержания и формы «арзамасской» критики. После разговора на политические темы с Д. Н. Блудовым и Н. М. Карамзиным Тургенев записывает в своем дневнике: «Они… желают цели, но не желают средств. Все отлагают на время… Есть ли теперь удобный случай для произведения чего-нибудь в действо? - Есть». Политические убеждения Тургенева были значительно радикальнее взглядов «старых арзамасцев». В начале 1817 г. в общество вступил другой будущий участник движения декабристов, М. Ф. Орлов, который в своей речи убеждал «арзамасцев» определить обществу цель, «достойнейшую их дарований» и «теплой любви к стране Русской». Тогда «начнется для Арзамаса тот славный век, где истинное свободомыслие могущественной рукой закинет туманный кризис предрассудков за пределы Европы». Орлов, таким образом, призывал «арзамасцев» более тесно связать свою деятельность с политической борьбой дворянских революционеров.

Третьим их представителем в «Арзамасе» скоро стал Н. М. Муравьев. В это же время в «Арзамасе» появился и Пушкин, которому предстояло возглавить революционно-романтическое течение. Но для «старых арзамасцев» такое направление деятельности было неприемлемо. Политическое размежевание членов «Арзамаса» привело к распаду этой организации в начале 1818 г.

Вместе с тем ликвидация «Арзамаса» знаменовала невозможность дальнейшего объединения всех романтиков под одним знаменем. К этому времени рядом с романтическим течением Жуковского и Батюшкова властно заявило о себе другое течение романтизма - активное, гражданское, революционное. Намечался новый фронт борьбы. Она действительно и разгорелась в литературе 1816-1825 гг.