Предметом педагоги как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Проблемы обучения исследует дидактика. Объектами дидактических исследований являются реальные процессы обучения связи между различными их сторонами. К числу основных понятий дидактики относятся: обучение, преподавание, учение, образование.
Обучение – это целенаправленное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Преподавание – это деятельность тех, кто обучает, в учение – это деятельность тех, кто обучается.
В процессе обучения осуществляется целенаправленная передача определенной системы знаний. Обучение обычно рассматривается в двух аспектах: как образование и как профессиональное обучение.
Образование есть овладение обучающимся научными знаниями, практическими умениями и навыками. Образование человек получает в школе, в высшем или среднем специальном учебном заведении. Оно направлено на развитие умственно-познавательных способностей обучаемых, их мировоззрения, нравственности и общей культуры.
Профессиональное обучение направлено на развитие навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы в конкретной организации. Однако и образование, и профессиональное обучение решают ряд общих задач. Важнейшими из них являются: обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
Педагогический процесс представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, важнейшими из которых являются целевой, содержательный, ресурсный, деятельный и результативный.
Педагогический процесс есть организованное социальное воздействие на человека, поэтому его можно рассматривать как процесс управления психическим развитием личности. Педагогическое управление является механизмом обучения и воспитания. Оно складывается из процессов целеполагания, информации, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.
Одним из принципов управления является ответственность. В учебно-воспитательном процессе ответственность несут и педагоги, и учащиеся. Категория “ответственность” отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность, а также дисциплинарную, материальную и уголовную.
Методология педагогических исследований — это учение о принципах, методах и последовательности познания и преобразования педагогической действительности.
Методы, применяемые в педагогических исследованиях, подразделяются на общенаучные и конкретно-научные, последние в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические.