Подлинно художественные произведения, написанные специально для детей, появляются в первой четверти XX века и связаны с именами крупнейших чешских писателей и поэтов, таких, как М. Майерова и И. Волькер.

Начало XX века принесло человечеству новые потрясения и заставило усиленно работать общественную мысль. Усиление социальных противоречий и первая мировая война всколыхнули прежде всего демократические слои общества. В Чехословакии война 1914—1918 годов была особенно непопулярна, потому что славянские народы вынуждены были воевать на стороне австро-германской коалиции против России, симпатии к которой имели давние традиции у чехословацкого народа. Чехи и словаки охотно сдавались в плен русским, всячески бойкотируя эту войну. Осо-Мнно возросло недовольство войной в 1917 году, после Великой Октябрьской революции. Экономическое обнищание масс и симпатии к народам России, сбросившим иго капиталистов, окон-Чвтельно разложили армию Австро-Венгерской империи.

В 1918 году была закончена первая мировая война и заключен Версальский мир. Австро-Венгерская монархия распалась. Чехословакия получила национальную независимость. Первые дна года независимое государство переживало бурный подъем рабочего движения. Социалистическая фракция рабочей партии стремилась установить в стране Советскую республику. В 1919 году в Словакии в результате революции около месяца продержалась Словацкая советская республика, которая была подавлена с помощью войск. Буржуазия вела отчаянную пропаганду, доказывая, что национальные интересы должны победить классовые, что обретенную национальную свободу нужно охранять всем слоям населения. Отсутствие единства в социал-демократической партии помешало противостоять силе буржуазии, и в результате была установлена буржуазная республика. Вскоре иллюзия «Свободы для всех» развеялась. Социальные контрасты всплыли на поверхность. Рабочие объединялись для борьбы за свои права. В 1921 году была организована Коммунистическая партия Чехословакии, вокруг нее группировались наиболее прогрессивные писатели.

В 20-е годы делались первые шаги в литературе социалистического реализма такими писателями и поэтами, как М. Майерова, И. Волькер, С. К- Нейман, И. Ольбрахт, и другими. В их творчестве отразилось не только критическое осмысление действительности, но и твердая убежденность в неизбежности и необходимости социальной революции как единственной силе, могущей решить проблему социального неравенства. Эта идея пронизывала произведения для взрослых, постепенно проникла она и в детскую литературу. Борьба за молодое поколение, за то, чтобы ребенок знал правду о жизни, является основным принципом прогрессивной чешской литературы для детей. Эта тенденция видна в различных по жанру детских книгах. Характерна она была и для литературной сказки 20-х годов.

Поэт Иржи Волькер принадлежал к поколению, которое мужало в годы первой мировой войны. Однако он избежал судьбы многих западных литераторов, заслуживших впоследствии название «потерянного поколения», для которых война оказалась последней ступенью в крушении их иллюзий. Волькер рано понял, что в мире существуют две правды, и принял правду подлинную, правду бедняков. Отрицая буржуазный рай, поэт в ранний период своего творчества считал декадентское искусство своеобразным протестом против буржуазной респектабельности, и это привлекало Волькера, но очень скоро он переходит на позиции реализма и сближается с группой пролетарских писателей.

Волькер известен больше как поэт, чем как прозаик. Прозаических произведений у него немного. К их числу относятся сказки, написанные в 1921 —1922 годах. До сих пор среди чешских литературоведов ведутся споры, для кого были написаны сказки — для взрослых или для детей. Хотя в одном из писем Волькер прямо говорит о том, что сказки предназначены для детей, однако едва ли это относится ко всем его сказкам. Во всяком случае, исследуя художественную природу сказок, мы найдем в них такие черты, которые заставляют детские издательства предлагать читателям сокращенный вариант, например сказки «О миллионере, который украл солнце».

В сборник современной литературной сказки для детей «Волшебная игла» вошли две сказки Волькера: «О трубочисте» и «О миллионере, который украл солнце». Обе сказки политически острые, «нравственно-социальные», как их характеризовал сам автор. Сказка «О миллионере, который украл солнце»— яркая и злая сатира на всю буржуазную систему с ее эгоцентризмом и демагогией. Писатель нашел удачную пропорцию выразительных средств, позволивших ему создать сплав народной традиционной сказки с газетным фельетоном, что само по себе характерно для литературной сказки с остро социальными проблемами в чешской детской литературе 20-х годов. Своеобразный стиль волькеровской сказки позволяет читателю проникнуть в суть реальных явлений, хотя избран для этого фантастический сюжет.

Сказки Волькера при его жизни публиковались в коммунистической газете «Руде право», а сказка «О трубочисте» была напечатана в приложении к этой газете для детей.

Мария Майерова. Ее произведения для детей и критические статьи сыграли важную роль в развитии реалистического направления в детской литературе. Писательница-коммунистка на протяжении полувека страстно боролась за то, чтобы ребенка воспитывать на правде жизни. Она утверждала принцип равноправия между детской и «взрослой» литературой. Книги для детей, утверждала Майерова, «нужно писать с особенно большим чувством ответственности… Не может быть художественного произведения без страстной защиты справедливости. В этом смысле, разумеется, все художественные произведения тенденциозны или, если хотите, агитационны. Разница только в том, что каждый из нас по-своему понимает справедливость в зависимости от того, к какому классу он принадлежит» .

Майерова выступала против низкопробной реакционной литературы для детей, она доказывала, что следствием идейной фальши была их художественная слабость. В 1913 году вышел в свет сборник «Волшебный мир», в который вошли обработанные ею сказки разных народов. Сборник сказок раскрывал детям моральную красоту героев — простых людей, и это помогало детям осознать интернациональное единство тружеников, что для того времени было очень важно и смело. В противовес шовинистическим настроениям, которые распространялись буржуазными литераторами, Майерова стремилась воспитать в детях любовь и уважение к народам всего мира, подчеркнуть общность их интересов.

Наряду с обработкой народных сказок Майерова пишет и литературные сказки. В 1930 году в сборнике «Сказки со всего света» писательница обращается к жанру политической сказки. «Откуда взялись короли»— сказка, повествующая о том, что человек—кузнец своего счастья. Оказывается, никакой бог не посылал королей на землю. И слова «божьей милостью король» придуманы людьми. «Сами их придумали, сами от них и избавляйтесь»,— отвечает бог крестьянскому посольству. Фантастика в этой сказке помогает писательнице заострить социальную проблематику. В другой сказке — «О проданной овечке»— Майерова рассказывает ребенку о том, как капиталисты получают прибыль. При этом писательница не нарушает законы художественного своеобразия жанра и опирается на многовековые традиции народной сатирической сказки. Это, прежде всего, избранная ею форма докучливой сказки. Суть сказки в том, что бедняк никогда не получает прибыли, а торговец каждый раз умножает свои капиталы. Язык сказки вполне современный, наряду со сказочными словестными образами мы встречаемся с художественными средствами, типичными для фельетона или юмористического рассказа.

Если произведения Майеровой, предназначенные для взрослого читателя, неоднократно переводились на русский язык, то произведения для детей мало известны русскому читателю”. У нас изданы «Повесть о недовольном кролике» и «Робинзонка». Последняя сыграла в свое время большую роль в развитии детской литературы, хотя сегодня ее проблематика уже недостаточно актуальна. «Робинзонка» была написана в 1940 году, в годы оккупации Чехословакии гитлеровской Германией. По жанру она определялась многими литературоведами как «повесть для девочек». Майерова, которая выступала против деления литературы на группы «для мальчиков» и «для девочек», решительно возражала против такой оценки. Она стремилась в этой книге показать, что жизнь подростка определяется средой, что интересы мальчиков и девочек вызваны жизненными обстоятельствами. И Блажена, и ее одноклассник Духонь любят одинаковые игры, увлекаются одними и теми же книгами («Робинзоном»). Но Бла-жене, оставшейся без матери, приходится бросить школу и заниматься домашним хозяйством. И писательница показывает душевную травму подростка, оторванного от своих сверстников.