... Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.

Ф.Искандер.


Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма \"Покаяние\", который шел на экранах города года четыре назад. Я хотя и не все понял в нем до конца, но один момент забыть не могу. \"Эта улица ведет к Храму?\"- спрашивает древняя странница у молодой женщины. \"Нет, не эта улица ведет к Храму\",- отвечает та. Она знает, что говорит. С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания. \"Зачем же улица, если она ведет не к Храму?\"- недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: \"Зачем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если она привела не туда?\"

У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман \"Котлован\". Этот образ- символ нашей жизни - оказался настолько точным, что его используют даже министры. Да и разве не закопаны миллиарды денег в землю? Достаточно прочитать в газетах

споры о различных каналах. Волга-Чограй в Калмыкии, например, или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решил законсервировать, выделив на это еще миллионы рублей.

Но этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесят лет назад революционный народ клялся построить \"новый мир\", но к сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храма всеобщего счастья вырыть только Котлован. Впрочем, реальные храмы сознательно разрушались. Сколько тысяч их уничтожено!...

А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в \"Литературной газете\" (25.7.90) в статье-интервью, \"очевидна прямая связь между всеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморализма, преступности, с одной стороны, и утратой религиозной веры - с другой\". Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случилось? Почему так плохо мы живем? Почему, казалось бы, крепкая держава стала распадаться? И бесконечные почему?... Вот уже почти шесть лет политики и экономисты, писатели и публицисты - все от стариков до детей- думают об этом и о том, что делать.

Наши журналы и газеты захлестнула волна яркой и острой публицистики. \"Некогда писать роман, когда вокруг пожар!\"- так определяют свою задачу многие писатели. И вот мы уже читаем не только романы и повести, но и статьи В.Распутина, С.Залыгина и

многих других. Литература и публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.

Октябрь... Залп Авроры... Штурм Зимнего... Эти символы, казалось бы, неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вот все чаще, все настойчивее начинает звучать мысль, что Октябрьская революция- роковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями, борцами за народное счастье,- преступники и варвары.

Многотомное произведение Александра Солженицына \"Красное колесо\" посвящено истокам и вызреванию революции. Я читал только \"Октябрь шестнадцатого\", и то не до конца. Но и этого достаточно. Основная мысль писателя предельно ясна. Россия вы-

ходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая культура, прочная мораль, крепкие традиции. Революционеры (не только большевики, но и другие партии) не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами и догматиками. Они часть по невежеству и злобе, частью по склонности к разбою разрушили все, созданное веками. Ничего, кроме страданий и великих жертв, революция не принесла нашему народу. Что ж, время, когда могла существовать только одна точка зрения, ушло. Это раньше было просто: \"Богатые и бедные- поделить поровну!\", \"Оппозиция - уничтожить!\", \"Низкая производительность труда- работать сверхурочно!\", \"Инакомыслие- запретить!\". Сегодня нужно спорить, уважая своих противников. Сегодня нельзя запретить Солженицына, напротив, его приглашают к нам. Миллионы людей по-прежнему думают над его статьей \"Как нам обустроить Россию\".

И все же я не могу согласиться с таким взглядом на революцию. Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй смогут указать на ошибки и чрезмерную жестокость большевиков. Но пока я не могу и не вижу необходимости отказаться от убеждения, что Октябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менее тяжелой) - суровый, кровавый, но все же неизбежный период нашей истории. Здесь много ошибок и преступлений, но сама революция, зовущая к новой, справедливой жизни, не было ошибкой или преступлением! Однако теперь каждый сам волен сделать об Октябре свой вывод согласно своим знаниям и убеждениям. Ошибки первого периода Советской власти превратились в сталинский террор. О безоговорочном осуждении государством и обществом всех беззаконий, насилий и издевательств над народом

уже говорит тот факт, что Указом Президента СССР признаны невиновными все репрессированные и раскулаченные в 20-50 -е годы. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только \"Архипелаг ГУЛАГ\", \"В круге первом\" Солженицына, \"Колымские рассказы\" В.Шаламова, чтобы сказать: \"Нет, этого нигде и никогда не должно повториться!\"

Годы застоя... Сколько же упущено лет и возможностей, сколько жизней растрачено зря. Не в эти ли десятилетия наша страна отстала в экономике даже от бывших колоний? Об этом написано много. Очень лаконично и точно о том времени сказал Искандер в своей поэме \"Баллада о свободе\": Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав. В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав. Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи, Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.


Разобраться в истоках нашей бездуховности мне очень помогла его же статья в \"Огоньке\" (N 11, 1990г.) \"Человек идеологизированный\". Автор задает вопрос: \" Почему всякое идеологизированное общество столь невероятно жестоко?\" Ответ прям и бескомпромиссен: \"Потому что идеологизированный человек отдает идеологии тайну своей жизни, свою личность. За это в будущем ему обещан вход в земной рай, а в настоящем - пустотелая легкость безответственности\". Значит, отсюда мы можем сделать вывод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать себе цель и отвечать за свою жизнь!

Писатель считает, что перестройка реально принесла нам неслыханную по своей широте свободу печати и слова в истории нашей страны. И с ним нельзя не согласиться, что \"только гласность, доведенная до абсолютной демократической полноты и законности- гарантия всех остальных изменений, которые позволят нам взамен идеологической химеры создать правовое государство\".

Но хочется добавить, что кроме свободы политической нужна и экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди в нашей стране стали независимыми и зажиточными. После роспуска КПСС, победы демократов самым главным становится право людей иметь в

собственности землю, предприятия, распоряжаться своими деньгами.

Я верю, что наша держава на верном пути. Хотелось бы, чтобы она прошла его с меньшими потерями. Сколько дорог ведет к Храму- одна или несколько- неважно. Главное, чтобы правильно: именно к Храму, а не к Котловану. И еще об одном хочется

сказать. Государство будет крепким только тогда, когда люди станут его уважать.

Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.

Булат Окуджава (\"Юность\",N4,1990г.).