Роман “Жук в муравейнике” рисует ситуацию, о которой предупреждал Горбовский: человечество получило задачу, не им поставленную, - саркофаг с человеческими зародышами и детонаторы, к которым стремились выросшие из зародышей вполне нормальные взрослые люди, по-человечески чувствующие и мыслящие. Интрига романа связана с вопросами: “Кто подбросил саркофаг? С какой целью? Созидания или разрушения?” Последствия этого сомнительного дара для человечества частично раскрываются в романе “Волны гасят ветер”.
В нем изображено человечество в пору благоденствия, которое наступило благодаря фукамизации, или биоблокады, увеличивающей сопротивление организма ко всем имеющимся инфекциям, делая его жизнестойким, максимально адаптированным к внешней среде. Это то, о чем мы сегодня все мечтаем. Но новое, предназначенное для блага, почти всегда таит в себе и опасность. Фукамизация оказалась опасной возможностью ее неконтролируемого влияния на генотип человека, появлением такого генотипа, который способен раздвоить человечество, разделив его на высшую (по интеллекту) и низшую расы.
Трагедию такого разделения и рисует роман “Волны гасят ветер”. Выявление у определенного количества людей “латентных метапсихических способностей” в дальнейшем приводит к их превращению в люденов. В своем скоростном развитии они уходят от людей так далеко, что не могут уже находиться в их сообществе. Людены - это “за-человеки”, это вид хомо луденса. Они создают свою малочисленную расу, на порядки выше человеческой по способностям разума. Один из основателей этой расы Логовенко объясняет появление люденов тем, что “человечество достигло определенного уровня социотехнологической организации”.
Драма существования обоих генотипов человека в том, что, выйдя из человечества, людены перестают интересоваться его судьбой, для них мир человечества - это мир ребенка, к которому можно относиться только снисходительно. Но и среди них есть группа, не желающая забывать, что они - плоть от плоти человечества и у них с ним одна родина - Земля. Они страдают, покидая семьи, любимых, от невозможности совместного существования и оставляют Землю, отправляясь глубоко несчастными в космические дали. Они уверяют себя, что, если человечеству и Земле будет грозить опасность, они придут на помощь, но это им так представляется, пока они еще не порвали окончательно с нею.
И С. Лем, и братья Стругацкие показали нам варианты возможного развития человечества в будущем, обратив наши взоры не только к нему, но и к настоящему, к тому, насколько мы уже сейчас ответственны за коллективные действия и личные поступки. Всякое будущее в той или иной степени вырастает из настоящего, которое завтра уже станет прошлым. Нам, живущим в эпицентре всех катаклизмов, которые могут быть на Земле, надо учиться смотреть на них с иных позиций, чем те, что в изобилии транслируются электронными СМИ. Романы - великолепный материал для размышлений о нас, сегодняшних, и о нашем будущем. Художественное моделирование будущего - это возможность перехода от человека разумного к человеку играющему, которому понадобятся другое мышление, развитые фантазия и воображение, чтобы игры были действительно человеческими, т.е. созидательно творческими, а не конструктами разрушения.
Одна из главных проблем современной литературы - проблема героя. Классический тип социального героя уже уходит в прошлое, литература стоит на пороге нового типа героя, способного исследовать само бытие. Герои С. Лема и братьев Стругацких - прообразы такого типа, и уже это объясняет внимание к ним.
Научно-художественная фантастика предоставляет богатые возможности для интегрирования, ибо в ней найдет себя и физик, и биолог, и историк, и, конечно, словесник. Проблемы, решаемые в романах, могут стать материалом многих уроков, мотивируя изучение наук как первостепенную необходимость для совершенствования качества жизни и сохранения ее как таковой.
Чтение научно-художественной фантастики способно дать толчок к созданию в школе единого образовательного и методического пространства, ибо способствует интегрированию не сухим академизмом методических инструкции, а увлекательным чтением полноценных художественных произведений, показывающих срезы будущего и через них - настоящее.
С. Лем и братья Стругацкие не ставили своей задачей дать системный анализ законов общества и с этой точки зрения проецировать будущее развитие человечества. Это сделали в своих романах И. Ефремов и А. Азимов, в подходах которых к будущему при всем их не просто различии, но антиподности обнаруживается нечто столь близкое, что не может не вызвать удивления.
Вопрос о месте и роли литературы в современном образовании включает в себя и вопрос о том, все ли сделано нами, словесниками, для расширения литературного пространства в школе, для понимания школьниками значимости в их развитии общения с самым объемным пластом человеческой культуры - художественной литературой во всем многообразии ее жанров.