С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы.
В основном – эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских (Диккенс) и русских (Тургенев) традиций. С другой стороны, экспериментаторы – Джеймс Джойс – эксперимент формы, Дэвид Герберт Лоуренс – форма в норме, но абсолютно новое содержание (отношение мужчины и женщины вне брака).
Три тенденции литературы Великобритании:
1) Традиции английской литературы;
2) Традиции ирландской литературы;
3) Традиции шотландской литературы.
Многие писатели в промежуточном состоянии одновременно сохраняли традиции и пытались внести новое традиционное направление может быть представлено Голсуорено. м; «школа потока сознания ( Виржиния Вульф. Джеймс Джойс); фантастика (Г. Уэллс традиционное, фэнтези – Толкиен); детектив (Агата Кцисп^Артур Конандойл, Д. Х. Чецз); роман чувств (Дэвид Героерт Лоуренс); политико-психологический роман (Грэхэм Грин); интеллектуальная проза (Айрис Мердок). Современная литература: Питер Эйкрот «Последнее завещание Оскара Уальда» (историко-биографическая проза); Дорис Лесенг – тема : дети и общество, семья «Пятый ребенок»; Френсис Кинг (женская тематика) «Женщина в черном», «Госпожа де Винтер» Драматургия. На английскую драматургию оказали влияние традиции русской драматургии и наоборот.
Бернард Шоу – экспериментатор. Главный материал драматургии – рутинная повседневная жизнь. Подтекст, роль пауз, интонации, дискуссивность. Все со своей стороны правы («Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»). Джон Пристли – остросюжетные пьесы. «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», экспериментировал со временем (перенос в будущее). Энтон Поуэл – прозаик и драматург, известны две пьесы «Бог Садов», «Любители старины» Поэзия представлена следующими поэтами:
Роберт Фрост – поэт изучающий, анализирующий, экзистенциалист – любимый поэт Кеннеди. Томас
Стерне Элиот – деперсонализация поэзии: поэма «Бесплодная земля»: Уинстонхьюго Рден – соединяет в своем творчестве несколько направлении: символист + романтик + натуралист + примитивист.
Книгели Эмис (родился в 1922г.) принадлежит к основателям течения («рассерженной молодежи», результат политики лейбористов), хотя уже в 1957 г. отрицал это Значимость: после выхода первого романа «счастливчик Джим» отмечен премией Сомерсета Моэма; переведен на 9 языков, 20 изданий.
После выхода 2-го романа «Это неопределенное чувство» за автором закрепилась слава наиболее читаемого и популярного прозаика Великобритании. Самое ценное в романах Эмиса в художественном отношении – это острые и злые сатирические зарисовки, которых много в «счастливчике Джиме», и которые становятся еще Более меткими в романе «Это неопределенное чувство».
То новое, что определяет своеобразие «эмисовского романа» – это центральный персонаж. Скучающий и недовольный, он плывет по течению, ненавидя реку, которая несет его. Он не верит в идеалы, для него характерен не только нигилизм, но и цинизм.
Он ко всему питает отвращение, но это не толкает его на борьбу. Таковы Джим Диксон – герой «Счастливчик Джим» и Джон Льюис, герой романа «Это неопределенное чувство». Весной 1966г. опубликован роман «Лига против смерти» – это и комедия нравов и сатирический памфлет и пародия. Место действия: засекреченный объект на севере Великобритании. В какой-то степени антивоенный роман.
На уроке литературы прежде всего след. исп. методы и приемы, напр. на развитие сенсорного аппарата личности ребенка. Для этого на протяжении всего урока кажд. уч-ку дается возм-ть, работая над опред. эпизодом, отрывком, используя опред. лит-ведческие понятия, теор. щнания, определять свое собств. восприятие текста (зрит., звук., словесн.). Тексты обретают особый смысл, т. к. воспринимаются через призму собств. понимания и ощущения.
Ученик определенным образом становится соавтором текста, переключается к сотворческой дея-ти, следовательно, книга не поучает и наставляет, а «впитывает ребенка» в собственное пространство (Ильин Е. Н.).
Интегрированный урок – урок лит-ры, на котором происходит такое возвышенное общение, сам превратившийся в произведение ис-ва, результат совместной дея-ти учителя, учеников и самого автора.
Основные принципы методики обучения: 1) развитие сенсорного аппарата каждого ребенка, уточнение его чувств, обогащение эмоц. состояния; 2)взаимосвязь разных видов ис-ва, использованных на основе как идейно-тематич. общности (аналогии), так и на ассоциативном уровне; 3)работа над пониманием Я. разных видов ис-ва (в музыке-звука, в живописи-цвета); 4)развитие образного ассоциативного мышления (фантазия, воображение); 5) худ.-творч., театр, музыкальные, декоративно-прикладной лит – дея-ти учеников.
Интегрированный урок построен на взаимодействии разн. видов искусств
А) «Погружение» учеников в эпоху, мир писателя, простор произведения, историю, культуру. Это дает возможность охватить, понять, осн. мотивы произ-я.
Б) Поиск этих же настроений, впечатлений, мотивов, образов в др. видах искусства. Характеристика способов художественной выразительности, кот. явл. специфич-ми для данного вида искусства и выражают определенные проблемы и настроения.
В) Соотношение этих образов, проблем, настроений с лит-м текстом, его анализ в единстве формы и содержания.
Г) Сопоставление Я. лит-ры и др. видов ис-в. Раскрытие этой специфики этого языка.
Д) Создание собственных образов, кот-е возникли в воображении учащихся после прочтения текста, обмен мыслями и впечатлениями от текста и образов, созданных др. видами ис-ва.
Е) Создание на уроке кол-го образа, кот. фокусирует в себе общее впечатление, результат дея-ти учеников и учителя, таким образом сам урок становится произведением ис-ва.
Условия, при кот. возможен интегрированный урок:
1) высокий уровень духовной и общей культуры учителя. 2)глубокий интерес к раскрытию на уроке внутр. мира каждого ребенка 3) вера педагога в безграничные способности ребенка. 4) стремление учащихся к самоанализу, самопознанию, высшей духовности. 5) стремление подростков к сотрудничеству в кол-ве (сопереживанию, сотворчеству).