Русская поэзия… Это высокая правда о человеке, о его жизни, о жизни его души; это наше духовное достояние, наша национальная гордость и любовь. Всякое сильное переживание человека ищет выхода в слове – почти все влюбленные пишут стихи, даже те, кто в другое время к ним равнодушен. Это неудивительно, – ведь именно поэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства. Она помогает ему душевно парить в минуту восторга, в прекрасный час самозабвенья. Она обнадеживает его в грусти, она утешает его в горе. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времени античности.

Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков. Полюбив, человек как бы внутренне становится сильней; он душевно утончается, углубляется, вырастает духовно. Любовь делает человека достойным всего прекрасного, что есть в жизни, в природе. Он начинает замечать ночные звезды на далеком небосклоне, начинает замечать и «дневные звезды» на дне колодца, его вдруг поражает повисшая над землей семицветная радуга, восхищает яркий диск солнца; неожиданно остро, словно впервые в жизни, он ощущает нежный весенний запах цветущей сирени, видит дивный изумруд молодой зелени вокруг… О любви написано много. Много, потому что написано сотни, тысячи, десятки тысяч строк (и каких строк!), продиктованных душевным волнением и глубокими раздумьями. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это – любовь –неисчерпаемо. Оно и есть сама жизнь. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, ее драматизм, многообразие, ее прелесть, обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце. Вот почему о любви продолжают писать и сегодня. Верно было сказано философом прошлого, что опыт любви – «самый потрясающий опыт человека». И сколько бы ни писали об этом великом чувстве, все равно оценить и выразить нравственную и эстетическую его непреложность очень трудно. Поэты, великие поэты объясняют возвышающую человека способность любить.

Для понимания любви нужна душевная зрелость; ведь испытать невероятную потребность в близости другого человека можно тогда, когда ты уже готов к духовному единению с этим единственным человеком. Ведь это и означает найти себя, свое место в жизни. Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования, Любовь и поэзия зовут человека искать ответы на все тайны и загадки жизни: «Любовь – дочь познания» (Леонардо да Винчи). История больших человеческих чувств, выраженных в поэзии, показывает нам путь восхождения человека ко все большей человечности. Пробуждать лирой «чувства добрые» – это прекрасное пушкинское определение относится не только к его, но и ко всей поэзии. Романтизм русской любовной лирики, в которой отразился человек со всеми его особенностями, начинается у нас с Пушкина. Напряженнейшая жизнь сердца поэта утончала его эмоциональный мир, его душевную организацию, развивала способность великолепно чувствовать все оттенки своих переживаний. В лицейский период А. С. Пушкин, занятый поисками собственного стиля, пишет много подражаний поэтам разных литературных стилей, будь то поэты античности, классицисты или сентименталисты.

Но, несмотря на подражательность его стихов, в них просматривается вполне самостоятельная линия любовных переживаний лирического героя. Любовь становится символом жизни в этот период, любить по Пушкину, значит жить. Но со временем лирический герой не мог больше предаваться только «страсти нежной» на пирах с друзьями. Легкая, оптимистическая и жизнеутверждающая поэзия и понимание любви как легкого время провождения сменяются у Пушкина гражданскими мотивами. Пушкин постепенно начинает переосмысливать то, что он воспевал раньше, и любовь поэта получает новое освещение. Поэт как бы примеряет два равных направления – классицизм и сентиментализм. Ярким примером этого может служить стих «К Чаадаеву» 1816 года. Пушкин прощается со своими прежними увлечениями:

Любви, надежды, тихой славы Не долго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренним туман.

Любовь как интимная эмоция в гражданской лирике Пушкина сближается с патриотическими чувствами поэта. Теперь это чувство прежде всего к родине. Пушкин преодолевает то различие, которое существовало между этими чувствами у поэтов-сентименталистов и поэтов-классицистов, В послании к «К Чаадаеву» он пишет:

Мы ждем с томленьем упованья … Минуты верного свидания.

Сравнивая это ожидание вольности с томлением любовника, поэт

Соединяет несовместимое раньше понятие любви к женщине и любви к родине. В

Этот же период Пушкин развивает и иную трактовку темы как главную в его

Концепции любви. Это проявляется в стихотворении «К Каверину», написанное в

1817 году, это послание – прощание с безумством лицейских лет, но не с

Темой любви. Здесь любовь – способ ухода поэта от окружающего его мира,

Ухода от черни. Любовь и свобода – вот что теперь питает вдохновение поэта.

Об этом говорит он в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой.

«Любовь и тайная свобода», то есть уход от мира в глубину своих чувств, где поэт полностью независим, вот что, в понимании Пушкина, необходимо для творчества. Идеи любви и свободы пройдут через все творчество Пушкина. Но вначале они объединяются в романтической лирике. Южная ссылка и отрыв поэта от общества оказывает большое влияние на творчество поэта, он ощущает себя изгнанником, наподобие романтических героев Байрона. Романтизируется и Пушкинская любовь. Это уже не шалость юных лет и не высокое патриотическое чувство, но глубокая, драматическая страсть. В стихотворении «Прощание», посвященном Осиповой, поэт говорит:

Болезнь любви в душе моей, Я вас люблю – хоть я бешусь…

Любовь – это болезнь, в состоянии которой человек обманывает сам себя: «Я сам обманываться рад». Героиня этого стихотворения не имеет имени, это образ обобщенный, для Пушкина – романтика не столь важен адресат, сколько буря переживаний и страстей, кипящих в душе. Тогда стихи сливаются в один невыразимый порыв страсти. Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении «Сожженное письмо»: Прощай, письмо любви… гори, письмо любви.

Готов я, ничему душа моя не внемлет.

Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Этот горестный финал, думается, заставляет поэта разочароваться в романтической любви.

Похожие сочинения

  1. Детство или, почему люди в своих воспоминаниях возвращаются к детству
    Как-то пришлось мне прочитать романтическую сагу о том, что в жизни каждого человека есть два берега – тот, от которого человек отплывает, и тот, к которому должны непременно пристать. Причем второй, думаю, – это необязательно смерть, это, прежде всего,...смотреть целиком
  2. Спорт в нашей жизни
    Люди всего мира любят спорт и игры. Спорт оздоравливает людей, держит их в форме, делает более организованными и дисциплинированными. Некоторые люди занимаются спортом ради здоровья, а некоторые — профессионально. В каждом городе много стадионов, спортплощадок,...смотреть целиком
  3. Культура речи – это духовное лицо человека
    Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я...смотреть целиком
  4. Мое отношение к спорту
    Если вы хотите быть здоровым, сильным и красивым, вам следует заниматься спортом. Никому не нравится быть полным и неуклюжим. Нам нравится видеть красивые тела спортсменов, их силу и ловкость. Когда я занимаюсь спортом, я очень хорошо себя чувствую....смотреть целиком
  5. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»
    Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, от¬крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые от¬крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот про¬цесс бесконечен. Меняются люди, образ...смотреть целиком
  6. Логика, этика, эстетика речи
    Можно, конечно, посетовать, что с историей нам не повезло. Но с этой «дамы» моральный ущерб не взыщешь. Поэтому 7 ноября я отмечать буду (А Ле- Дайте анализ выступления Д. С. Лихачева по телевидению в передаче о Ю.Н. Тынянове (1983 г.), ориентируясь...смотреть целиком
  7. Поэзия эпохи барокко  Новое!
    В странах Европы XVII столетия поэзия переживает бушующий расцвет, находится на гребне литературной жизни, порождает необозримое количество талантливых, незаурядных творческих личностей, среди которых Гонгора, Кеведо, Донн и Мильтон, Марино, Малерб,...смотреть целиком