В странах Европы XVII столетия поэзия переживает бушующий расцвет, находится на гребне литературной жизни, порождает необозримое количество талантливых, незаурядных творческих личностей, среди которых Гонгора, Кеведо, Донн и Мильтон, Марино, Малерб, Ренье, Теофиль де Вио, Лафонтен и Буало, Вондел, Флеминг и Грифиус. Один уже перечень этих имен свидетельствует о том, какое принципиально важное место занимает XVII столетие в истории европейской поэзии. Но это лишь перечень светил высочайшего ранга, и то выборочный, неполный. У истоков английской поэзии барокко стоял Джон Донн - представитель метафизического направления, автор любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, религиозных проповедей. Джон Донн родился в 1572 году в Лондоне. Учился в Оксфордском и Кембриджском университетах. Путешествовал по Европе, сопровождал графа Эссекса в его военных операциях в Испании. Работал секретарем у влиятельного придворного, сератомаса Эджертона. Влюбившись в племянницу патрона Анну Мор, тайно вступил в брак с ней. Когда Эджертон узнал об этом, он выгнал Донна и добился его заключения.
В 1611 г. Донн создает «Анатомию мира», в 1612 г. - «Развитие души». Освободившись из тюрьмы, вместе с женой поселился в имении ее родственников. Дважды был депутатом парламента. Его семья быстро растет - на протяжении нескольких лет у жены практически ежегодно рождается ребенок. В 1617 г. Анна умирает, и с этого времени произведения Донна приобретают пасмурные тона. Он становится настоятелем собора святого Павла в Лондоне, под конец жизни - епископом. Умер поэт в 1631 году. Джон Донн почти не печатал своих стихов. Первый сборник его произведений вышел уже после смерти поэта. Джон Донн не добивался мелодичного звучания стихов, но в них присутствовала особая внутренняя сила, с которой поэт передавал сложные ощущения, мучения и разногласия любви, страдание, смерть и ее философский смысл, внутреннюю борьбу эмоций. Джон Донн освободил английское стихотворение от канонов и стереотипов, создал новую поэзию, основанную на самопознании и самоуглублении.
Поэзия Джона Донна строится преимущественно не на логических образах, а на изменении разных настроений, переживаниях и мыслях. Ранняя и зрелая лирика Донна связана с идеалами Возрождения. Поздняя лирика - «Священные сонеты», «Духовные упражнения», гимны, с их покоем и усмирением - созданы в традициях барочной поэтики. В поэтических сатирах Франсиско де Кеведо и Вильегаса на первый план выходит комическое начало.
При этом поэт прибегает к бурлеску: принуждая вульгарно торжествовать над возвышенным, демонстрируя блестящее остроумие. В любовной поэзии Кеведо удается придать стихам оттенок рыцарского звучания. Острота в завершающих стихах его любовных сонетов определяет резкий поворот мысли. Для поэзии барокко характерно, с одной стороны, обостренное ощущение разногласия мира, а с другой - стремление воссоздавать жизненные явления в их динамике, побежалости. Барочные поэты обращаются к теме непостоянства счастья, хлипкости жизненных ценностей, всесилии судьбы и случая.
Оптимизм Ренессанса сменялся у поэтов барокко пасмурной оценкой действительности, а восхищенное поклонение перед человеком - подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, испорченности, оголением несоответствия между видимостью вещей и их сутью - изображением разорванного бытия, столкновении телесного и духовного начал, благосклонности к красоте и осознанию бренности земного существования.