Пасха обычно отмечается не ранее четвертого апреля и не позднее восьмого мая. Существует множество обычаев и Правил, связанных с празднованием Пасхи. Некоторым из них мы следуем и сегодня, некоторые уже ушли в прошлое. Однако невозможно забыть ту непередаваемую атмосферу радости и ликования, когда все, от мала до велика, собираются на праздничном богослужении, а затем сообщают друг другу, что произошло великое чудо: «Христос Воскресе!»
Пасхальные праздники длятся неделю. Каждый день этой недели называется светлым в честь праздника Пасхи. Раньше всю неделю с колоколен звонили колокола, возвещая миру о победе жизни над смертью. Одним из самых важных дней этой недели является четверг, который называется чистым, светлым, великим, страстным. Чистый четверг — это день весеннего очищения у наших предков. Было принято еще до восхода солнца чистить двор, дом — все должно было быть чистым и праздничным. В саду и в огороде хозяин собирал прошлогодние листья, бурьян и поджигал, «чтобы очистить землю от мороза, смерти и всякой нечисти». В Великий четверг в первый раз подстригали младенцев, у которых со дня рождения волосы еще не стриглись.
В этот же день хозяйки готовили соль для пасхального стола. Они заворачивали ее в тряпочку и клали в печь, когда тряпочка перегорала, соль собирали и сохраняли до воскресенья. Пережженная в Великий четверг соль считалась целебной, помогающей как людям, так и скоту, в особенности же пригодной для того, чтобы присолить после Святой заутрени первые пасхальные яйца. Считалось, что в Великий четверг Господь невидимо благословлял хлеб, который подавался к обеду. Крошки этого хлеба тщательно собирали и хранили как святыню, пригодную и полезную к употреблению во время болезни. В Страстную пятницу пекут пасхи. Моя бабушка печет пасху по старинному рецепту, который достался ей от бабушки. Рецепт этот довольно прост: на молоке делается опара, в которую добавляются мука, яйца и замешивается тесто. В тесто можно добавить настойку шафрана, а также желтый и белый имбирь: желтый — для красоты, белый — для аромата. Готовым тестом заполняется высокая форма, сверху кладется крест из теста и «шишки». На некоторое время форму с пасхой необходимо поставить в теплое место, а затем выпекать. Пасху нельзя есть, пока она не освящена: это грех. Обычно в Страстную пятницу моя бабушка полностью отказывается от еды. Как она объясняет, воздержание от пищи в этот день дает постнику прощение всех его грехов.
В субботу красят яйца. В народе считается, что яйца, покрашенные именно в этот день, лучше сохраняются на протяжении всех праздников. Яйцо стало символом Пасхи, ведь в нем зарождается жизнь. I По церковному преданию, обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины, которая, явившись к императору Тиберию в Рим и поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: «Христос Воскресе!», аI потом начала проповедовать о Воскресении Христовом. В данном случае яйцо символизировало возрождение, а красный цвет — кровь Иисуса Христа. В народе яйца красят не только в красный, но и в желтый, синий, зеленый, золотистый цвета.
Кроме того, яйца украшаются орнаментом. Такие пасхальные яйца называются писанками. Существует и специальный инструмент для изготовления писанок — своеобразная кисточка. Ею на сыром яйце разрисовывают растопленным, которые должны остаться не закрашенными. Сначала яйцо красят яркой и светлой краской, например желтой. Когда оно высохнет, с помощью кисточки растопленным воском разрисовывают те места, которые должны остаться желтыми. Процедуру повторяют до тех пор, пока яйцо не приобретет вид, задуманный автором. После того как воск расплавится, писанка готова. У пасхальных яиц много функций: с ними «христосовались» друг с другом, приходили благословлять жениха и невесту, их дарили родным и друзьям, с пасхальным яйцом шли на кладбище — помянуть близких.В день Светлого Христова Воскресения все отправляются в церковь. Поздравлять друг друга и « христосоваться » принято уже после богослужения. В народе существовало поверье, что, если пойти на кладбище и похристосоваться с умершими родителями именно в тот момент, когда в церкви в первый раз поют «Христос Воскресе!», то можно услышать из могилы ответ; «Воистину Воскресе!» После заутрени, собственно говоря, и начинается народное празднование. В первую очередь, принято « разговляться ». В старину был принят такой обычай разгов-ления. Вся семья собиралась под образами для молитвы. После молитвы все садились за стол и хозяин, отломив от пасхи «шишку», отдавал ее хозяйке. Взяв «шишку», хозяйка или сразу несла ее корове, или сохраняла до тех пор, пока корова отелится — « чтобы ведьма не испортила». Потом хозяин нарезал пасху и приглашал всех разговляться. Сначала ели пасху и яйца, другие блюда, потом поросенка с хреном.
В нашей семье принято перед праздничным пасхальным обедом умываться. Мама наливает в миску холодную воду, а на дно кладет три красных яйца. Первой умываюсь я, затем мой брат имама, последним умывается папа. После каждого члена семьи воду необходимо менять, но яйца оставлять. Пасхальные яйца я забираю себе — они, по преданию , дарят девочкам красоту. Когда ешь пасхальное яйцо, нельзя выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу на улицу. На Пасху были приняты игры с использованием пасхальных яиц. Например, один из играющих держит яйцо, а другой — бьет его своим. Затем яйцо переворачивают. Если яйцо разбилось с обеих сторон, игрок проиграл: победитель забирает себе трофей в виде разбитого пасхального яйца.
В день Светлого Христова Воскресения на улице необходимо здороваться со всеми, даже с незнакомыми и врагами. Еще одно поверье: в день Пасхи солнце играет — все радуется и в небе, и на земле. В пасхальный понедельник принято ходить друг к другу в гости христосоваться и обмениваться писанками. Эти «походы в старину сопровождались пасхальными песнями и стихотворениями. Молодежь забавлялась, обливая друг друга водой. Этот обычай связан с верой в «нечистую силу», а вода как раз и помогала очиститься от скверны. Как видим, не все старинные обычаи сохранились до наших дней, ведь многие из них были отражением не христианской религии, а скорее древних языческих верований. Пасха воспринималась нашими предками как праздник весеннего очищения и обновления. Однако, на мой взгляд, и христианство, и язычество передавали, каждое по-своему, истинное значение праздника для человека — его веру в очищение и возрождение.