Преобразования, произошедшие в системе «наука — государство», трудно оценить однозначно. С одной стороны, есть крупные изменения, которые носят принципиальный характер и охватывают как политические, так и экономические аспекты ее (системы) функционирования. С другой стороны, в реформировании науки, как и в перестройке других сфер общества, много непоследовательности, неразберихи, часто слова не подкрепляются делами, реформы пробуксовывают, а где-то и вовсе ничего не меняется.
В политическом плане важнейшим качественным изменением во взаимоотношениях между наукой и государством, которое принесли реформы, является крушение диктатуры коммунистической партии и освобождение от идеологических пут, сковывавших науку России в течение десятилетий. Устранение этого пагубного фактора является главным положительным итогом реформ для российской науки на сегодня.
Людям свойственно быстро привыкать к хорошему, к лучшим по сравнению с прошлым условиям жизни. Это лучшее очень скоро начинает восприниматься как нормальное, должное, само собою разумеющееся. Ценность обретения как бы тускнеет и забывается. Так и сегодня на фоне экономических неурядиц и бед страны и самой науки, на фоне обострения социальной напряженности не так уж часто вспоминают о том, что в России восстановлено фундаментальное условие научного творчества — свобода мысли, дискуссии, информации. Это достижение реформы трудно переоценить, и коль скоро оно сохранится, то послужит залогом будущего подъема научно-технического потенциала как основы благосостояния страны.
В организационно-управленческом плане система руководства российской наукой также претерпела существенные изменения, хотя и не столь быстрые и радикальные, как в плане политическом.
Общее направление и смысл этих изменений состоит в переходе от господства командно-административных, партийно-госплановских способов управления и контроля к созданию системы взаимоотношений между государством и сферой науки, характерных для современного демократического общества, обладающего крупным и многофункциональным научно-техническим потенциалом.
Суть их сводится к тому, что государство и наука взаимодействуют как две ответственные перед обществом в целом и работающие на благо этого общества силы, каждая из которых обладает своего рода «суверенитетом», и отношения между которыми строятся на юридически оформленной и отработанной основе, являющейся органической частью общей правовой среды, регулирующей жизнь страны.
Государство в условиях демократии и рыночного хозяйства не обладает монополией ни на какие виды ресурсов, не имеет административной власти над исследовательскими учреждениями (кроме тех, что являются государственными, но и они защищены от произвола своими уставами), в общем оно не может, да и не стремится командовать наукой. Так же впрочем как и другими сферами жизни общества.
Но у государства есть достаточно много мощных рычагов, которые позволяют ему осуществлять регулирование национального научно-технического потенциала, ускорять его развитие, направлять это развитие в русло, отвечающее интересам страны, создавать благоприятные условия для инновационной деятельности. В этом и состоят задачи и содержание государственной научно-технической политики.
Государство выступает по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях:
- как законодатель, устанавливающий правовые основы функционирования научно-технической сферы;
- как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок.