Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.
Экзюпери
Почти все большие писатели обращались к этой теме. Прежде всего они старались через \"братьев меньших\" показать человека. Но были, есть и будут писатели, специализирующиеся только на этой теме. Мы уже не можем представить детства без Маугли Киплинга, без его \"Книги джунглей\". \"Путешествие Нильса с дикими гусями\", созданное учительницей географии, очеловечило для нас птиц. Книга Даррелла — энциклопедия не только зоологии, но и любви, дружбы. Без \"Белого клыка\", \"Джерри-островитянина\" и \"Майкла, брата Джерри\", без \"Зова предков\" творчество Д.Лондона стало бы намного ущербнее. Тургенева трудно представить без маленького произведения \"Му-му\", Льва Толстого — без \"Холстомера\", А.Куприна — без \"Белого пуделя\", \"Девочки и слона\" и \"Ю-ю\"...
Впрочем, и Есенин без ряда стихов о животных не был бы столь проникновенен, как не полностью выразил бы себя Высоцкий без знаменитых \"Волков\". А то, что во многих случаях животное служит всего лишь аллегорией, как в баснях Крылова, не суть важно. Важно то, что именно за счет многочисленной литературы о животных мы приписываем им человеческие черты. Если уж труслив, то как заяц, а если хитер, то как лисица. Мартышка любит подражать, а моська самоутверждается за счет слонов.
В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся.
...Думает грустную думу
О белоногом сынке.
Не дали матери сына,
Первая радость — не впрок.
И на колу, под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Так пишет Сергей Есенин о простой корове.
А вот другой поэт, Василий Федоров, иронично обращается к своей собаке:
...В Москву не рвись, живи, брат, тут,
Главенствуй в деревенской драке,
Мой милый Джек, в Москве живут
Псевдоученые собаки.
А у иных — забитый вид:
Там даже маленькая моська,
Прислуживаясь, норовит
Нести с хозяином авоськи.
Там руки лижут не любя,
Там и любя тебя замучат...
Ясно, что Джек потребовался поэту, чтобы выразить свое отношение к столичному снобизму. И когда волк хрипит: \"Рвусь из сил, из всех сухожилий\" — это хрипит Владимир Высоцкий, всенародный бард, надорванный противоречиями, нищетой и водкой.
Современный модный писатель Пелевин \"оживил\" насекомых, и от этого его жизнеописание приобрело особые гротесковые черты. А незаслуженно забытый писатель И.Меттер через служебную овчарку по кличке Мухтар показал будни милиции. Эта книга получила вторую жизнь в кинофильме \"Ко мне, Мухтар\", где Ю.Никулин сыграл одну из лучших своих ролей. Даже выдуманные животные оставили заметный след в искусстве и человеческом мировоззрении. Так и кажется, что они реальны: птица Рух и птица Феникс, трехголовый страж ада Цербер, Кинг-Конг, Годзилла. В представлении древних сама Земля покоилась на трех слонах.
Вернемся в детство. Разве могло бы оно быть полным без сказок? Нет, как и не могло бы истинно народное творчество сказки существовать без говорящих и действующих животных.
Знаменитый ученый, нобелевский лауреат К.Лоренц в своей книге \"Кольцо Соломона\" приводит притчу об этом царе, который понимал язык животных. Именно это, по мнению Лоренца, помогало Соломону успешно царствовать и лучше понимать людей. Мы все живем в одном большом и не слишком пока устроенном доме. Этот дом — наша планета Земля. И все живущие здесь должны иметь равные права: и мы, и наши меньшие братья.