Философ-искусствовед и собиратель частушек П.А.Флоренский писал: «…это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и у Гейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца: однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более легкими, нежели они суть на деле». Истоки и время возникновения рабочей частушки те же, что и частушки городской и деревенской. Но частушки народа испытали влияние уже сложившейся к периоду их формирования традиций рабочего фольклора, с которым они вступили в творческое взаимодействие. Многие частушки были вариантами или отдельных строф фабрично-заводских песен, или же в сжатой форме содержали основные мотивы этих песен, а подчас и отдельных ее частей. Вот частушки, возникшие на основе песен «Лет семнадцати мальчишка вздумал в Питере пожить», «Кто на прииске (или на фабрике) не живал, тот и горя не видал», «На Донской земле привольной».
Рассчитай меня, хозяин,
Я сейчас иду домой.
Твои высокие хоромы
Показались мне тюрьмой.
Кто на фабрике не живал,
Тот и горя не видал,
А моя головушка
Натерпелась горюшка.
Но и частушки народа оказывали заметное влияние на рабочее песенное творчество, усиливая его лиризм и афористичность, обогащая его разнообразными оттенками разговорной речи.
В рабочей частушке, как правило, фоном, местом действия и источником разнообразнейших конфликтов являются фабрика, завод, рудник, прииск.
Частушка была популярна в рабочей среде – она живо реагировала на общественно-политические события, нередко приобретая сатирическую окраску:
Сколь народу, сколь народу,
Сколь народу мучится!
А у наших у хозяев
С жиру брюхо пучится.
Приемы традиционной народной лирики в народа частушках выветрилось. Как отмечала Н. П. Колпакова, частушки на острые социальные темы были «построены полностью на самых обычных интонациях разговорной (хотя очень часто и озлобленной) речи, с будничной лексикой, с той системой синтаксиса, которая ничем не отличается от построения прозаических фраз. Это была частушка малопоэтичная, но правдивая и резкая, суровая без прикрас, четкая по мысли и социальной остроте, не прикрытой никакими поэтическими уподоблениями и сравнениями.
Наряду с лирикой любовных отношений, развертывающихся в обстановке повседневного производственного быта героев, наряду с изображением тягот жизни большое место в ней занимает сатира на всякого, имеющего власть над рабочими. Вот образцы разновидностей специфически рабочей частушки. Читая их, нетрудно заметить, как естественна и органична была для народа поэзия частушки, как рабочие свободно воплощали в ней новое содержание, создавая оригинальные художественные образы, сравнения, параллелизмы.
Тише, тише, паровая,
Тише хлопайте ремни,
Без миленка на работе
Не могу скоротать дни.
Я на прииске была,
Золотишко мыла,
Услыхала – милку женят,
Голосом завыла.
Частушки народа отличаются от частушек других слоев трудового населения не только новизной своего содержания, образов, повествовательных мотивов, но и неизмеримо большей социальной остротой и насыщенностью.