Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван IV завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темрюковне, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали решительную победу над врагом, как Пугачев пригрозил графу Панину, как генералиссимус Александр Суворов велел армии переплыть море; как фельдмаршал Михаил Кутузов вступился за честь России. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Историческая песня фольклор. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Минувшая история проходит в песнях такой, какой ее пережил народ, как он понял ее.

Исторические песни с их обостренным вниманием к событиям, участником которых был сам народ, легко переходят в поэзию бунта и протеста. Антикрепостнические песни, песни о солдатчине, так называемые «разбойничьи» и тюремные песни, в отличие от собственно исторических песен, говорят о повседневности, а не о каких-либо исключительных, неповторимых событиях, о делах отдельных прославившихся лиц. Эта поэзия ценна выражением массового социального протеста, и как море вбирает в себя реки, так и она вобрала в себя творчество, разное по типу и характеру. В особенности здесь много чисто лирических мотивов. Так, одна из песен начинается обычным лирическим иносказанием: поет в лесу соловушка, кукует горькая кукушка, их слушает сенная, дворовая, девушка и вторит их пению:

Государыня родная матушка!

Выкупи из неволюшки,

Из неволюшки — дому барского:

Пристоялись резвы ноженьки,

Примахались белы рученьки, Качаючи дитя барского.

Обычный в песнях образ горя и печали развит по-новому: он обрел острый социально-классовый смысл.

Создание новых песен на основе прежних совершалось и при изменении песен о солдатских походах:

Как и шли-прошли солдаты молодые,

Да за ними идут матушки родные,

Во слезах пути-дороженьки не видят.

Солдаты говорят матерям:

«Ох вы матушки родные, да родные,

Не наполнить вам синя моря слезами,

Не исходить-то вам сырой земли за нами».

Песни протеста не обязательно песни-жалобы. Зловещим весельем веет от песни «Как за барами житье было привольное...»:

Сладко попито, поедено, похожено,

Вволю корушки без хлебушка погложено,

Босиком снегу потоптано,

Спинушку кнутом побито..

Избавление от такого бедствия видели в бегстве. Уйдя от господина, крестьянин становился мстителем. Его называли «разбойником», но он нападал только на бар и купцов.

Тракт проезжий — наша пашенка,

Пашню пашем мы в глухую ночь,

Собираем хлеб не сеямши,

Не цепом молотим — слегою

По дворянским по головушкам

Да по спинушкам купеческим...

Источники:
В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд. 2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. 367 с.

Аннотация: Этот сборник — антология русского устного народного творчества. В него входят сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки и другие фольклорные произведения.