Страница: 1  [ 2 ]  

вели к стиранию национальных черт, к созданию некоего единого для всех стран и народов фольклорного эсперанто. И в этом отношении фольклор полностью противоположен современной массовой буржуазной культуре, основанной на денационализации, на стирании национальных черт. Именно в фольклоре интернациональное (всеобщее) не исключает, а, наоборот, сохраняет национальное (индивидуальное). Мы знаем не обезличенные схемы, а сказки русские, французские, немецкие, английские, чукотские, казахские, армянские, грузинские, как выражения национальных культур, национальных особенностей и характеров.

Поэтому фольклорное воспитание — это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.

Не случайно обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения внешней среды, экологического равновесия. Фольклор — это наша внутренняя среда, тоже требующая защиты, восстановления равновесия между прошлым и настоящим, сохранения культурной экологической среды.

Уверен, что фольклор — это и есть искомая нами веков (и народы!) связующая нить, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалась она из поколения в поколение из уст в уста. Горели рукописи, в пепелища превращались целые библиотеки с неведомыми нами поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории, никакие Батыевы нашествия. Память народная сохранила, донесла до нас сквозь века песни, сказки, былины. Но сохранила не для того, чтобы они застыли, омертвели на страницах книг.

Фольклор — коллективен, но не безличен. Песня, сказка, былина обретают свою неповторимую индивидуальность и «авторство» в исполнителе. Мы знаем былины Трофима Григорьевича Рябини-ка, Марии Дмитриевны Кривополеновой, плачи Ирины Андреевны Федосовой, сказки Матвея Михайловича Коргуева, Михаила Ананьевича Сказкина, Анны Куприяновны Барышниковой, Анны Николаевны Корольковой. Эти имена в народном исполнительском искусстве значат нисколько не меньше, чем имена любых других выдающихся мастеров-исполнителей, будь то Шаляпин, Нежданова или Святослав Рихтер.

Исполнительское искусство имеет чрезвычайно важное значение в детском фольклоре, являющемся по сути театром одного актера, где сказки — это пьесы театра зверей (сказки о животных), театра сатиры (бытовые сказки, небылицы), театры драмы (волшебные сказки, богатырские).

Представленные в сборнике подлинные фольклорные записи — это образцы народного исполнительского искусства, школа мастерства художественного слова, доступная каждому взрослому и ребенку.

Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание — все это заложено в фольклоре. В великом наследии педагогического опыта и творческого гения народа.

Источники:

Жили-были... : Произведения русского устного народного творчества для детей / Сост., предисл. и коммент. В. Калугина. — М, : Мол. гвардия, 1988. — 367 с.


Аннотация:Очередной том «Библиотеки молодой семьи» включает произведения устного народного творчества для детей. Сборник знакомит читателей с самыми разными фольклорными жанрами: это. и считалки, и страшилки, и загадки, и игры, и, конечно, сказки и былины. В предисловии рассказывается о значении народного творчества для нравственного и эстетического воспитания детей.


Страница: 1  [ 2 ]