Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, по праздникам. Правда, в праздник пели и другие песни. Календарная песня — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла. Новый год встречали, с надеждой на доброе житье. Всюду по деревням и городам на так называемых святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани — овсенем, а на севере — вино-градьем. Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Дом, в который приходили с поздравлением, воображали богатым и полным достатка. Это не реальное богатство, не то, чем владели в доме, а то, которое сулили. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, — тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру.

Название «коляда» возникло из названия первых дней каждого месяца в римском календаре — «календ». Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами. Название «овсень» считают близким слову «овесень», что означало весеннее время. Хотя овсень и пели среди зимы, но всем помыслом люди были с тем, что их ждало весной: от удачи в полевых работах зависел урожай года — об этом и говорилось в овсене. Что же касается «виноградий», то их название вышло из припева «Вино-градье — красно-зеленое мое». Этим припевом сопровождали не только календарные величания, но и некоторые свадебные песни.