Первая мировая война 1914 — 1918 гг. и революции начала XX в., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано формирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным изменениям в жизни человечества, к формированию нового менталитета, отразившего возникшее противостояние социальных систем. Невиданные успехи цивилизации оказывают мощное влияние на литературный процесс и условия его развития.

В XX в. окончательно складываются две параллельные парадигмы художественного творчества, которые условно можно определить как литература «культурного запроса» («концептуально-авторская») и литература «массового спроса» (литературное производство).

Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в XX в. основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор (литература ужасов), женский роман, сериал ситком (комедия положений) и др.

При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т.д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования, описываемые такими понятиями, как бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест («выжимка», краткое изложение произведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию картинок), по кет-бук (карманное издание, которое удобно читать в транспорте) и др. Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества.

Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую очередь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По (1809— 1849) начиная с «Убийства на улице Морг» (1841), и его классические образцы — произведения английских писателей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи (1891 — 1976), бельгийца Жоржа Сименона (1903— 1989), крупнейшего представителя разновидности детектива — «полицейского романа», и др. — дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса» и «культурного запроса». Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры.

В детективе существуют и ожидаются читателем схема ситуаций (обычно загадочное убийство или другая тайна), схема сюжетов (например, расследование убийства, совершенного в закрытой комнате), схема системы образов (в центре — детектив, частный сыщик или полицейский, или просто наблюдательный и проницательный человек, ведущий расследование, и, как правило, его помощник, описывающий оригинальный метод детектива), схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык.

В детективном жанре глубоко разработаны способы «поддержания читательского интереса, психологизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.

Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга (1908—1964) о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номере означают право на убийство в ходе проведения операции («Живи и дай умереть», 1954; «Из России с любовью», 1957; «Доктор Но», 1958; «Голдфингер», 1959; и др.). В романах Флеминга осознанно насаждаются черты «индустриализации» литературного производства. Писатель заменяет полнокровный художественный образ стереотипом.

Его герой должен быть сразу узнаваем, поэтому в его описании оставлены две детали — прядь черных волос, спадающих на правую бровь, и шрам на правой щеке, которые подчеркивают элегантность и мужество. Так же стереотипизированы образы врагов Джеймса Бонда — руководители международного терроризма и др., а также обязательная в каждом романе девушка, сопутствующая герою.






Триллер. Большое место в литературе «массового спроса» занимает триллер (от англ. (кгШ — вызывать трепет) — сенсационный захватывающий боевик с напряженным сюжетом и стремительным развитием действия.



Восходя к новеллам Э.А. По, романам английского писателя Уилки Коллинза, жанр в XX в. развивается по нескольким линиям (триллер детективный, фантастический, мистический и т.д.). Классик жанра, читаемый во всем мире,— американский писатель Стивен Кинг (р. 1946), который уже в первом романе «Керри» (1974) потряс воображение читателей трагической историей гибели девушки, наделенной паранормальными способностями. Подобные свойства присущи и персонажам других романов Кинга («М ертвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Сияние»).

Тема детей с необычными способностями, которые приводят их в столкновение с прагматичным обществом, разработана писателем необычайно трогательно. Позже Кинг перешел к созданию хорроров, где на первый план выходят образы разложения, гниения, смерти. Оказалось, что эта тематика особо притягательна для миллионов потребителей литературной продукции.

Фантастика. Развитие фантастического жанра (группы жанров) — характерная черта культуры XX в. Фантастика стоит на стыке классической традиции, идущей от Жюля Верна (1828 — 1905, свыше 65 научно-фантастических романов, в т.ч. «Таинственный остров», 1875) и Герберта Уэллса (1866— 1946, романы «Человек-невидимка», 1897; «Война миров» 1898 и др.), и литературы «массового спроса».

К выдающимся достижениям столетия можно отнести роман китайца Лао Шэ (1899—1966) «Записки о Кошачьем городе» (1933), фантастические произведения американских писателей Рея Бредбери (р. 1920), Айзека Азимова (1920— 1992), Курта Воннегута (р. 1922). Роман Станислава Лема (р. 1921) «Солярис» (1959—1960) — яркий образец фантастики. Направив своих героев к планете Солярис, представляющей собой один огромный мозг, автор ставит их перед необходимостью разрешать нравственные проблемы, актуальные в реальной жизни.

Популярность фантастики породила эксплуатацию ее классических моделей в массовой культуре. Фантастика, в отличие от фэнтези, ориентируется на научное мышление, достижения техники, постижение неизвестных законов Вселенной.

Фэнтези. Всемирное признание получила трехчастная фантастическая эпопея английского филолога, писателя Джона Роналда Руэла Толкиена (1892— 1973) «Властелин колец» (1954— 1955). В ней создан прообраз жанра фэнтези, в котором на основе моделей фольклорной волшебной сказки возникает особый виртуальный (мнимый, воображаемый) мир со своими законами, отличающимися от реальных законов Вселенной и человеческого общества. Герои таких произведений вынуждены учитывать эти законы, проявляя при этом свои или добрые, или злые качества. Открытия Толкиена были использованы в «массовой литературе», и на книжные прилавки хлынули потоки фэнтези.

Женский роман. Истоки этого жанра можно обнаружить в классической литературе (романы Джейн Остин, Жермены де Сталь, Жорж Санд; «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1847, опубл. 1849).

В прославленном романе «Унесенные ветром» (1936) американской писательницы Маргарет Митчелл (1900— 1949), многие годы возглавлявшем списки бестселлеров, любовная история, являющаяся основной темой «женских романов» (здесь это любовь Скарлетт О'Хара к добродетельному Эшли и циничному, но смелому и обаятельному Ретту Батлеру), соединяется с монументальными описаниями сцен гражданской войны в США.

Соединение женского романа и эпического описания Австралии блестяще осуществлено в романе австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977). Эти своего рода шедевры способствовали необычайной популярности женских романов, выполняющих не столько эстетическую, сколько социальную роль.