Булат Окуджава — один из самых известных поэтов XX столетия. Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни, Булат Шалвович Окуджава родился в Москве. Мой город носит высший чин и звание Москва, Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.
Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое «сословие". Пускай моя любовь, как мир, стара, Лишь ей одной служил и доверялся, Я, дворянин с арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство.
В 1942 г. девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя
Ах, война — она не год еще протянет, — На то она и война; Еще много километров портянок Выкроят из полотна.
Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944-го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. «Бери шинель— пошли домой»... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.
Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию «Нам в холодных теплушках не спалось...» появилась на фронте в 1943 г. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения — 1946-й.
Неистов и упрям Гори, огонь, гори! На смену декабрям Приходят январи.
После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 г. выходит первый сборник стихов «Лирика». Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве «Молодая гвардия», впоследствии заведует отделом поэзии в «Литературной газете».
Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: «О Леньке Королеве», «Девочка плачет— шарик улетел», «Последний троллейбус», «До свидания, мальчики». Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.
Ты течешь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание. Ты и радость моя, и моя беда.
Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, «когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди», можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат —и радость, и беда. Годом же раньше написана иная «арбатская» песня, менее восторженная, но еще более биографичная.
О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой, Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой? Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют, Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.
Одно дело— песня, романс, совсем другое— поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере, раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.
Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений «на заказ». «Социальные заказы» — это не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призыв «Давайте говорить друг другу комплименты» — не просто красивая фраза, а жизненная ; необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов как путеводная звезда — «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Слово «любовь» употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет о сущности жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.
Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 г. потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: «Виноградную косточку в теплую землю зарою...» Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом: «А иначе, зачем на земле этой грешной живу?»
Профессия поэта «опасна и трудна». Роль поэта в обществе, его назначение и судьба — этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк
Поэтов травили, ловили на слове,
им сети плели; куражились,
корнали им крылья, бывало, и к стенке вели...
Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется «Посвящается вам», то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.
У поэтов соперников нету
ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его, — нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Известно, узкожанровая специализация творцов поэтического слова существует не извечно. Об этом недавно еще раз напомнил драматург А. Володин: «В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль — сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава».
Звание Первого барда по праву принадлежит Окуджаве. Окуджава — большой мастер поэтического языка. Все его песни — о надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости, и, конечно же, о любви.
Любимый многими Булат Окуджава прожил достойную жизнь. Его стихи и песни навсегда останутся в памяти его многочисленных поклонников.