Страница: 1  [ 2 ]  

, был запрещен и сослан в Новгородско-Олонецкий край, где и безвестно погиб.

В большинстве трактатов так или иначе встает вопрос о принципиальной правомочности книжных исправлений. Если Москва - Третий Рим, то только её авторитет и предания значимы для вселенского православия. Духовное падение Москвы напрямую связано с эсхатологическими временами. Т. е. правка книг в угоду еретичествующему Западу и подозрительным вселенским патриархам является началом конца, сигналом к ожиданию близкого явления антихриста. Сама по себе любая идеология, как ряд идей, отчужденных от первоначального смысла, неизбежно имеет разрушительное действие для общества. И раскол с его катастрофическими последствиями стал следствием развития паразитирующей на народном благочестии идеологии “Москва - Третий Рим” .

В уже упоминавшемся труде Никиты Добрынина (Пустосвята) основной упор делается на независимость русской церкви, в отличие от восточных церквей, находящихся под игом неверных. Поэтому чистота веры должна сохраниться именно здесь, что и подтверждало не одно поколение восточных патриархов. Подробный разбор правок приводит Добрынина к выводу об их бесполезности, т.к. зачастую они сведены единственно к замене некоторых слов на синонимы (“Давыд” - “Давид” ; “певцы” - “песнословцы” ; “отроча рождаеши” - “деторождаеши” и пр.) . Т. о. такая мелочная правка м. б. вызвана только сознательным вредительством по научению темных сил, стремлением внести “ еретическую новизну ” . Распространенным аргументом в споре с “никонианами” стал довод о том, что русские святители и великие святые спасались, пользуясь старыми книгами. В ответ на это из уст патриархов и епископов на соборе 1667 г. Аввакум услышал поразившие его слова: “ глупы-де были и не мыслили наши русские святые; неученые-де люди были, - чему им верить! ” [3, c. 307]. Неудивительно, что после таких оскорблений русских святых русскими же епископами значительная часть церкви соблазнилась и ушла в раскол.

Крупнейшим центром сопротивления введению “греко-латинской веры” стал Соловецкий монастырь, осажденный войсками за активное сопротивление нововведениям в 1668 г. и разгромленный только через восемь лет. Отсюда выходит несколько значительных трудов в защиту старого обряда. Среди них четыре челобитных, посланных на имя царя. Авторы говорят о нарушении “ церковного чина и устава ” ; о б о льшей сохранности русской веры по сравнению с греческой, где “ православная вера от насилия поганых турков до конца иссякла ” ; о недостаточной надежности новопечатных греческих книг, изданных на деньги католиков на неправославных землях и пр. [3, c. 310].

Реакция православного народа на книжную справу тоже была неоднозначна. Сильное влияние на решение о принятии или отвержении исправленных книг оказывал пример большинства духовенства, постепенно соглашавшегося на использование новых книг, а также пример царя, прилагавшего огромные усилия к стабилизации богослужебной жизни и распространению исправленных книг. Кроме того, на неподчинявшихся оказывалось сильнейшее психологическое, а затем и физическое давление. Поэтому для противостояния властям надо было иметь серьёзные богословские аргументы, мужество и наглядный пример борьбы за “веру отцов” . Всего этого было в избытке у многочисленных сторонников старообрядческого движения: и писатели, апологеты старого благочестия, и многочисленные мученики за веру, и постепенно формировавшиеся центры противостояния “никоновской ереси” , разбросанные по всей России и имевшие тесные связи между собой. Большинство народа с трудом понимало смысл действий патриарха. Впервые характерные претензии были высказаны во время беспорядков лета 1654 г., вызванных моровой язвой. Бунтовщики говорили, что “ патриарх ненадежен в вере и действует не лучше еретиков и иконоборцев ” , что к правке допущен многократный ренегат Арсений Грек, который “ многие книги перепортил ” , “ ведут-де нас Арсений и патриарх к конечной гибели ” . Но вскоре вспышка недовольствия угасла, т.к. всем было известно о том, что в случае надобности правительство без колебаний пустит в ход войска [3, c. 235].

О смятении прихожан писал Неронов в одной из челобитных царю. По его словам, очень много “ малодушных людей погибает, еже в отчаяние впали, и к церквам Божиим по оскуду учали ходить, а инии и не ходят, и отцев духовных учали не иметь ” . Алексей Михайлович в письме к Никону также констатирует тот факт, что после правки книг “ в народе молва многая о разнице в церковных службах и о печатных книгах ” по всюду идет и что можно “ в народе чаять всякого соблазна ” [3, c. 261].

Книжная справа первой половины XVII в. не вызывала такого активного протеста со стороны православных. Постепенное создание богословской базы, школы книжной справы и воспитание достаточного числа подготовленных кадров постепенно дало свои результаты: усилиями боголюбцев к середине века можно говорить о церковном возрождении и достаточно развитом книгопечатании. Шестилетнее патриаршее служение Никона с его волюнтаристским подходом ко всем церковным делам, часто требующим только соборного разрешения, оказалось чревато катастрофическими последствиями. В последние годы правления Никон охладел к делу книжного исправления, которому в начале служения он отдавал столько сил и энергии. И возможно, что терпимость к приверженцам старых книг могла возобладать в церкви. Но под влиянием двух восточных патриархов соборы 1666-1667 гг. придали обрядовым вопросам догматическую силу и мирное разрешение обрядовых споров стало невозможно. Благодаря силовому и психологическому воздействию правительства новые книги были введены в обиход, а борьба с их противниками растянулась на несколько веков.



Библиография

Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви, Книга шестая. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881) , Патриаршество в России (1589-1720) , Отдел первый Патриаршестов Московское и всея Великия Россия и Западнорусская митрополия (1589-1654) ; Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М.: 1994, - 798 с.
Карташов В. А. Собрание сочинений: В 2т. Т. 2: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992. -565 с.
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Репринтное воспроизведение. - М.: “Церковь” , 1995. - 528 с.
Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга четвертая. Часть первая. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589) ; Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М.: 1994, - 591 с.


Страница: 1  [ 2 ]